Английский термин «due diligence» имеет немало значений, среди которых: «комплексная юридическая оценка», «юридическая экспертиза» и «правовой аудит». Действительно, это – ничто иное как юридический аудит, благодаря которому покупатель или инвестор имеет возможность составить объективное представление об объекте о компании, в которую он планирует инвестировать средства или купить.
Юридическая проверка предприятия – это комплекс мер, направленных на всестороннее исследование его деятельности и определение реального финансового состояния. Впервые данное понятие было использовано в законе о ценных бумагах, принятом в 30-ых годах прошлого столетия. Его стандарты, актуальные до сих пор, разработали специалисты швейцарских банков в 70-ых годах, что увенчалось подписанием соглашения под названием “The Swiss Banks Due Diligence Agreement”.
В нём был унифицирован подход ко сбору и анализу данных о клиентах, а его особенность заключалась в том, чтобы исключить жёсткое государственное регулирование сферы банковской деятельности. Прошло время – и его положения нашли применение в консалтинговой деятельности, среди специалистов по комплексному аудиту деятельности предприятий. Применяют их и в Российской Федерации, но стандарты проведения не регламентированы на законодательном уровне, поэтому погружение и критерии проверки индивидуальны. Заказчик имеет возможность подготовить вопросы для Due Diligence и получить на них чёткие ответы.
Данное направление получило широкое распространение среди бизнесменов, которые хотят быть уверены в том, что их капиталовложения не станут крахом, а, напротив, принесут прибыль. Это обусловлено возможность получить исчерпывающую информацию о предприятии, а также объективную оценку его потенциала в плане реализации определённых проектов. Когда нужно заказывать Due Diligence?
В зависимости от преследуемых целей и поставленных задач специалисты выделяют несколько видов юридического аудита:
Вид аудита | Что проверяет? |
Маркетинговый | Направлен на исследование экономической ситуации на рынке, имеющихся в ней тенденций, а также деятельности конкурентов и конкурентной способности предприятия. В процессе специалисты выявляют и оценивают риски маркетинговой политики, разрабатывают рекомендации по повышению её эффективности. |
Финансовый | Направлен на определение показателей финансового состояния предприятия:
|
Операционный | Направлен на изучение учредительной документации, правильность регистрации выпуска акций и ключевых сделок по ним, а также выплаты акционерам. Таким образом процедура позволяет выявить и оценить риски, а также разработать рекомендации по их сведению к минимуму. |
Правовой | Направлен на определение юридической чистоты предприятия и заключается в:
Результат: составление отчёта, в котором перечислены все имеющиеся риски и практические рекомендации по их минимизации или устранению. |
Налоговый | Направлен на определение реального финансового состояния предприятия, выявление и оценку имеющихся рисков. В процессе проводится проверка налогового и финансового учёта, задолженности (в том числе и по обязательным платежам), а также контрагентов. |
Как становится понятным, Due diligence предусматривает скрупулёзный сбор и анализ данных, оценку комплекса рисков и принятие решения о целесообразности осуществления сделки. Стоит отметить, что в процессе учитывается любая информация, независимо от источника её получения. После того, как данные собраны, специалисты осуществляют их сводный анализ и принимают решение. Форма его подачи может быть разной в зависимости от пожеланий заказчика. Она может представлять собой либо краткую рекомендацию, либо развёрнутый отчёт, в котором в деталях представлены все полученные данные. В процессе сбора информации используются:
В процессе принимаются участие специалисты в сфере:
Если речь идёт о сравнительно небольшой компании, её аудит может быть проведён силами инвесторов или собственников. Преимущество данного решения заключается в хорошем знании объекта исследования и существенной экономии материальных средств. Впрочем, не стоит забывать и о серьёзном недостатке – высоком риске получения необъективной оценки со всеми вытекающими. По этой причине оптимально привлекать профессионалов. Каждый вид Due Diligence проводится независимо с привлечением одного или нескольких специалистов, которые могут даже прибегнуть к таким методам, как анкетирование и интервьюирование сотрудников.
Хотите быть уверены в том, что Due diligence обеспечит всю необходимую информацию и оценит все имеющиеся риски? Запишитесь на бесплатную консультацию к юристам «АИП»: +7 (495) 106‑88‑97.
Группа АИП помогает среднему и крупному бизнесу. Свяжитесь с нашим экспертом, чтобы узнать, как мы можем помочь вашему бизнесу.