Сама по себе работа от нескольких юридических лиц или ИП вполне законна. Налоговые риски возникают, когда признается, что бизнес раздроблен искусственно, то есть из-за недоработок в налоговой безопасности.
В правовой доктрине и судебной практике под дроблением бизнеса понимается искусственное создание нескольких субъектов предпринимательской деятельности (группы компаний) в отсутствие деловой цели и экономической целесообразности, нос целью сохранить право на применение специальных режимов налогообложения либо разделения потоков с НДС и потоков без НДС в группе компаний. Такую оптимизацию налогообложения налоговые органы квалифицируют как уклонение от уплаты налога, начиная с 2017 года, когда в Налоговый кодекс была введена статья 54.1. «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов».
Больше всего при искусственном дроблении рискует тот бизнес, в который среди прочих входят компании на спецрежимах («упрощенке», «вмененке»). В случае, если налоговые органы докажут, что бизнес разделен на несколько юрлиц в отсутствие деловой цели, с выручки «спецрежимников» доначислят НДС и налог на прибыль плюс пени и штраф.
Также к дроблению бизнеса относят некоторые ситуации, не связанные с применением спецрежимов, например, перераспределение доходной и/или расходной части в группе компаний (даже если все субъекты на ОСНО), «игры» с возмещением НДС и т.д.
Так, сильно рискует бизнес, который ведется от нескольких юрлиц на общей системе налогообложения, если эти юрлица совершают сделки между собой. Налоговый орган может признать фиктивной сделку, совершенную между аффилированными компаниями, если одна из них указывает эту сделку в расходах и уменьшает за счет нее налог на прибыль и вычитает НДС. В таком случае налоговый орган не принимает эти расходы и начисляет налог на прибыль и НДС, штраф от 20% до 40% и пени. Причем налоговым органам даже не нужно доказывать, что работ, услуг или поставки не было в принципе. Важно лишь доказать, что к ним не имела отношения именно аффилированная компания.
А порой компаниям даже необязательно быть аффилированными, чтобы налоговый орган признал их частью одного, искусственно раздробленного, бизнеса. Достаточно лишь прямого участия в их работе одних и тех же людей. Общие офис и бухгалтерия, одинаковые IP-адреса, общие бизнес-процессы также служат доказательствами такой связи. Дополняют их свидетельские показания.
Чаще претензий по искусственному дроблению налоговая выдвигает только претензии по контрагентам. Это означает, что судебная практика по таким делам давно сформирована и нам хорошо известен алгоритм, которому следуют налоговые органы, доказывая состав. Зная, на что обращает внимание налоговая, мы можем определить, насколько рискует конкретный бизнес.
Рассмотрим критерии, по которым контролеры и суды выявляют бизнес, раздробленный с целью сохранить право на применение специальных режимов.
- Фактически управляются одними и теми же людьми.
Как налоговые органы это доказывают:
- Взаимозависимы.
Как налоговые органы это доказывают:
- Используют общие ресурсы.
В качестве доказательств налоговые органы приводят:
Компания или ИП может применять упрощенную или патентную систему налогообложения, если не превышает установленных лимитов по доходам и численности сотрудников. Следовательно, когда бизнес включает компании, каждая из которых почти достигла этих лимитов, это становится дополнительным доводом в пользу того, что он раздроблен искусственно (наряду с доводами о взаимозависимости субъектов в группе и перераспределении доходной части между компаниями). В качестве доказательств налоговые органы могут использовать бухгалтерскую и налоговую отчетности, а также историю открытий и закрытий компаний в группе.
* С 1 января 2021 года налогоплательщики, чьи доходы превысили 150 млн руб., но не превысили 200 млн руб., и (или) численность работников превысила 100 человек, но не превысила 130 работников, не утрачивают права на применение УСН, а уплачивают налог по повышенным ставкам:8% для объекта «доходы»;20% для объекта «доходы, уменьшенные на величину расходов».
Чтобы доказать это, налоговые органы могут использовать данные ЕГРЮЛ, делать контрольные закупки и допрашивать сотрудников.
Кроме того, контролеры и суды определяют, что бизнес был раздроблен с целью разделить потоки с НДС и потоки без НДС, если в группе компаний есть:
Чтобы доказать наличие «одного окна», налоговые органы могут сделать контрольную закупку, а также использовать информацию с сайта группы компаний и/или СМИ о том, что товар продается как с НДС, так и без него.
Важно отметить, что какого-то одного критерия недостаточно, чтобы доказать факт искусственного дробления бизнеса. На это, в частности, указывал Верховный Суд РФ. По этой причине контролеры используют критерии в совокупности. А решение о том, был ли бизнес раздроблен искусственно, принимает суд, выслушав доводы обеих сторон.
Ведя бизнес от нескольких юридических лиц, оцените свои риски на предмет дробления. Скорректируйте, насколько это возможно, данные по прошлым периодам и в будущем старайтесь не допускать моментов, которые могут сыграть не в вашу пользу.
Это был фрагмент книги СЕРГЕЯ ЕЛИНА, ведущего эксперта по финансово-правой безопасности бизнеса, «ФИНАНСОВО-ПРАВОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ для защиты себя, своих личных и бизнес-активов в условиях внешних и внутренних вызовов»
Группа АИП помогает среднему и крупному бизнесу. Свяжитесь с нашим экспертом, чтобы узнать, как мы можем помочь вашему бизнесу.