В нашей практике был корпоративный спор между участниками торгового предприятия. Мажоритарий (тот, у кого доминирующая доля участия в компании) Иванов владеет 81%, у миноритария (того, у кого меньшая доля участия) Петрова — 19%. Как это обычно бывает, мажоритарий давал деньги и в дела особо не вникал, а миноритарий занимался всей операционкой, в том числе выполнял функции генерального директора.
В какой-то момент Петров решил, что доли в бизнесе распределены несправедливо. Поэтому он создал новую компанию, оформив ее на супругу, и постепенно начал переводить туда клиентов. Параллельно Петров уволился с поста директора и вышел из состава участников старого предприятия с требованием выплатить ему действительную стоимость доли. На предприятии оставались активы, поэтому доля была не нулевая.
А. Написать заявление в полицию по факту создания параллельного бизнеса. Отслеживать процесс рассмотрения дела и его результаты.
Б. Начать обзванивать клиентов, пытаться вернуть их назад. Искать возможность навредить оппоненту, например, забрасывать жалобами различные структуры, писать отрицательные отзывы .
В. Искать рычаги давления на оппонента и формировать переговорную позицию. Если договориться не удалось, использовать рычаги давления, выбирать подходящий момент и снова предлагать сесть за стол переговоров.
Идти по первому пути не имеет смысла. В действиях миноритария нет уголовного состава, поэтому заявление в полицию ничего не даст.
Используя план Б, тоже не получить нужного результата. Жалобы, конечно, навредят оппоненту, но не приблизят вас к цели. А работу с клиентами в данном случае начинать слишком поздно. Все это время клиенты работали с вашим бывшим партнером, они его знают и ему доверяют, а значит, шансы вернуть их обратно ничтожны.
Вариант В является оптимальным. Именно его в этой ситуации выбрала наша команда.
Итак, мы предложили предельно сфокусироваться на переговорной стратегии. Чтобы подготовить свою позицию и достичь договоренностей на желаемых условиях, нам необходимо было:
Во-первых, предпринять ряд действий и с их помощью создать нужное давление на противника, тем самым сформировать нужную переговорную позицию .
Во-вторых, наблюдать за поведением оппонента и верно реагировать на предпринятые им шаги. Мы ожидали подачи иска о выплате действительной стоимости доли и попытки ее взыскать через службу судебных приставов.
Если прийти к соглашению партнеров сразу не получилось бы, мы планировали вернуться к реализации нашему плану действий и таким образом довести начатое до конца.
1. Провести аудит, с тем чтобы:
2. Провести инвентаризацию имущества и обязательств общества.
3. Инициировать иск к генеральному директору о нанесении ущерба обществу. Он базируется на результатах аудита и инвентаризации, оценить перспективы судебного спора также можно только после проведения данных процедур.
4. Обратиться в правоохранительные органы с целью инициировать проверку на предмет наличия либо отсутствия состава преступления по ст. 160 УК РФ о растрате и, возможно, по ст. 159 УК РФ о мошенничестве.
Оценить перспективы возбуждения уголовного дела можно после аудита и консультации с адвокатом, практикующим по данным статьям. Если доказательств для того, чтобы обвинить оппонента в растрате или мошенничестве, недостаточно, обращаться в правоохранительные органы все равно имеет смысл: это создает давление на оппонента.
Правоохранительные органы могут отказывать в возбуждении уголовного дела считать, что нет состава преступления. Перспектива возбуждения уголовного дела очень сильно зависит от деталей дела, от того что найдут и зафиксируют аудиторы и от того кто будет заниматься обращением в правоохранительные органы. Важно что бы занимался этим профессионал специализирующийся на уголовной практике.
На переговоры с участником удалось выйти после того, как был проведен аудит, назначено судебное заседание, правоохранительные органы приняли заявления и открыли доследственную проверку. Переговоры проходили в жестком и напряженном формате, но в итоге миноритарий, он же бывший директор, отказался от выплаты ему действительной стоимости доли, прекратил «перетягивать» клиентов и даже выплатил некоторые «отступные» своему бывшему партнеру.
Ситуация, когда ключевой сотрудник (коммерческий директор, руководитель отдела продаж, один из директоров и т.д.) уходит к конкуренту и уводит за собой клиентов или же пробует создать с клиентами свой бизнес, случается нередко. Чтобы противостоять этому, нужно применять комплексный подход: разработать систему сдержек и противовесов, которая в числе прочего поможет не допускать подобных моментов.
Вот перечень того, что следует делать в такой ситуации:
Если сотрудник уже уводит клиентов и/или переманивает коллег, нужно:
Заранее прописывайте в корпоративном договоре пункт о недопустимости открытия параллельных и смежных бизнесов, которые могут создавать конфликт интересов.
Это был фрагмент книги СЕРГЕЯ ЕЛИНА, ведущего эксперта по финансово-правой безопасности бизнеса, «ФИНАНСОВО-ПРАВОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ для защиты себя, своих личных и бизнес-активов в условиях внешних и внутренних вызовов»
Группа АИП помогает среднему и крупному бизнесу. Свяжитесь с нашим экспертом, чтобы узнать, как мы можем помочь вашему бизнесу.