Налоговый мониторинг – это сравнительно новая форма контроля налоговыми инспекторами деятельности налогоплательщиков, которая пришла на смену привычным выездным и камеральным проверкам. Она предусматривает взаимодействие в режиме реального времени на основе удалённого доступа, который предприятие обеспечивает представителю ФНС к своей налоговой и бухгалтерской отчётности. Такой подход имеет массу преимуществ, в частности – даёт возможность максимально быстро согласовывать те или иные аспекты налогообложения операций, которые уже были или только будут проведены.
До 2021-го года система налогового мониторинга была доступна исключительно крупным предприятиям, однако благодаря сниженным критериям сегодня она доступна и представителям среднего бизнеса, которые:
Такие предприятия должны располагать правильно организованной и хорошо налаженной системой внутреннего контроля наряду с электронным архивом и определённым уровнем автоматизации учёта. Только так представители ФНС смогут отследить особенности формирования показателей в отчётности. Лишь при выполнении всех вышеперечисленных условий налоговики одобрят заявку на проведение налогового мониторинга.
Срок – до первого сентября года, который предшествует периоду, за который проводится мониторинг. Что касается других документов, то они включают в себя следующее:
Система налогового мониторинга оптимальна для предприятий, которые желают быть абсолютно прозрачными для государства, поскольку не допускают в своей работе никаких нарушений. К минусам участия в ней можно отнести контроль со стороны представителей ФНС на постоянной основе, а также – серьёзные требования к системе внутреннего контроля налогоплательщика. Помимо этого, существует риск утечки конфиденциальных сведений. Что касается преимуществ, то они заключаются в следующем:
В последнем случае имеются исключения: проведение проверок возможно, если речь идёт о возмещении налога на добавленную стоимость или акцизов. Они актуальны, если на предприятии возросли убытки или она решила отказаться от мониторинга. Ещё один интересный момент: в том случае, если в компании предприняли какие-то меры в соответствии с информацией, полученной во время консультации, но они оказались ошибочными, штрафовать за это её не смогут при условии, если мнение консультанта было основано на достоверных сведениях.
Представители ФНС имеют право автоматической пролонгации налогового периода на следующий год в случае, если его участник не подал заявление об отказе от него. Это предусмотрено положениями Налогового кодекса, равно как и определён срок подачи такого заявления: до первого декабря года, в котором действует данный режим. Он же определят и ряд положений, продлевающих последний, если налогоплательщик подаёт уточнённую декларацию.
В последнем случае решение о продлении налогового мониторинга в соответствии с НК принимает руководитель ФНС, о чём уведомляет налогоплательщика в течение пяти дней после его принятия. Сроки продления могут составлять:
Если уточённые расчёты предоставляются за период года, в котором проводился налоговый мониторинг, их будут проверять в рамках налогового мониторинга, период которого ещё не завершился.
Основаниями для досрочного завершения налогового мониторинга служат случаи, определённые в статье 105.28 Налогового кодекса. Они заключаются в следующем:
ФНС уведомляет налогоплательщика о наличии оснований для прекращения налогового мониторинга в течение десяти дней после их обнаружения и делает это в электронном формате. Ещё десять дней имеется у налогоплательщика на то, чтобы устранить эти обстоятельства (если это возможно) и отправить налоговикам соответствующее уведомление. Кроме того, он может предоставить пояснения и документацию (если они имеются) об отсутствии оснований для досрочного прекращения.
Если это не дало желаемого результата и налоговики установили факт неправильных расчётов, неполной или несвоевременной уплате обязательных платежей, страховых взносов или сборов, они составляют мотивированное мнение, о котором уведомляют налогоплательщика в течение десяти дней.
В нём фиксируют факты, свидетельствующие о нарушениях, выводы и предложения ФНС по их устранению. В распоряжении налогоплательщика имеется пятнадцать дней для предоставления пояснений или внесения корректив, о которых он должен уведомить налоговиков в электронном формате. Если это не устранит проблему, последние составят мотивированное мнение. В течение пяти дней со дня составления его направляют налогоплательщику, на составление же отводится срок проведения мониторинга.
Исключением является случай его досрочного прекращения менее чем за три месяца со дня декларирования. В такой ситуации камеральная проверка проводится со следующего дня досрочного завершения мониторинга.
Представители ФНС не имеют права проводить выездные проверки за периоды мониторинга по обязательным платежам, обязанность по расчётам и уплате которых возложена на компанию-налогоплательщика. Исключением являются следующие случаи:
Налогоплательщик может обеспечить доступ к сведениям для представителей налоговой инспекции через:
Наиболее востребованным способом (используется почти 70% компаний) сегодня является информационная витрина, которая объединяет сведения от разных подразделений в общем хранилище. Такой подход минимизирует нагрузку на внутренние информационные системы предприятия. Что касается решения с учётной системой, то оно связано с целым рядом сложностей, в частности:
Оптимальным решением может стать интеграция с «Налог-3». Её можно реализовать через учётную систему налогоплательщика и через витрину, а её функционал хорошо работает с разными системами учёта в компаниях и способен обеспечить высокий уровень безопасности и контроля сведений. К её преимуществам можно отнести минимизацию трудозатрат специалистов налогоплательщика и ФНС, что достигается за счёт автоматизации целого ряда задач.
Информационная витрина компании может быть размещена в её внутренних системах или в облаке. При этом разница будет ощутимой как в плане скорости запуска и простоты обслуживания, так и в плане стоимости внедрения, наряду с уровнем безопасности данных. К примеру, облачные сервисы не создадут сложностей в плане технической поддержки, обеспечивая сравнительно простое и оперативное масштабирование (чего не сказать о локальных системах).
Группа АИП помогает среднему и крупному бизнесу. Свяжитесь с нашим экспертом, чтобы узнать, как мы можем помочь вашему бизнесу.