Вопрос наследования – это про то, как безопасно, с гарантиями и учетом всех желаний наследодателя юридически оформить передачу его имущества и активов. А правопреемство в бизнесе – это гораздо более емкий процесс, включающий выбор, подготовку и обучение правопреемника. Причем стоит учесть, что наследник может не иметь желания или возможности стать правопреемником, а правопреемник вовсе не обязательно должен являться наследником.
Крупный аптечный бизнес (включает в себя 23 аптеки), два участника с 49% и 51% долями в уставном капитале. Первый соучредитель в бизнесе участвует только деньгами, не погружаясь в дела. Второй участник – директор, на нем вся оперативная деятельность.
11 аптек из 23 оформлены на ООО, остальные 12 аптек – на ИП приятелей директора. В уставе компании предусмотрено, что наследники включаются в состав участников компании.
У директора есть жена и три дочери. Однако преемником он видит сына, который родился вне брака. Говоря бюрократическим языком, сын был незаконнорожденным, и документов, подтверждающих прямое родство отца и сына, не существовало. Более того, директор не был уверен в своем отцовстве, но сути это не меняло – парня он любил. Сын много времени посвящал работе, у него неплохо получалось. Отец назначил его коммерческим директором, но в состав участников ввести не успел.
Помимо прочего, директор очень увлекался живописью, был художником хорошего уровня. Мечтал, чтобы после смерти его накопления частично пошли на благотворительность, а также хотел, чтобы была создана галерея с собранием его картин.
В какой-то момент директор умер, не оставив документов по наследству. Чтобы принять наследство, жена и дочери умершего подали заявление нотариусу, тот в свою очередь открыл наследственное дело. Через шесть месяцев после смерти участника с долей в 51% наследники получили у нотариуса свидетельство о праве на наследство.
Зная фабулу, попробуйте предположить:
Я же раскрою все нюансы этого дела постепенно с опорой на действующее законодательство.
Итак, имущество может наследоваться либо по закону, либо по завещанию или наследственному договору.
Закон определяет семь очередей. Если есть родственники первой очереди, наследство делится в равных долях между ними, за исключением супружеской доли, которая сразу отходит пережившему супругу. Наследники же остальных очередей ничего не получают. Если родственников первой очереди нет, наследство переходит к родственникам второй, а если и их нет – к третьей, и так до седьмой.
Наследники одной очереди делят между собой наследство поровну. Наследники из следующей очереди допускаются, только когда нет ни одного человека из предыдущей. Очереди наследников:
Помимо очередей наследников, в законе есть понятие об особом режиме и обязательной доле для нетрудоспособных лиц, находившихся на иждивении умершего. Обязательная доля – это половина от той доли, которая досталась бы наследникам из списка без завещания. Например, человек, имеющий в качестве наследника первой очереди совершеннолетнего сына, находящегося на иждивении, может по завещанию все оставить своей любовнице. Но если на момент смерти его сын является несовершеннолетним, то он получит 50% наследства отца, то есть половину того, что ему досталось бы, если бы завещания не было.
Дополнительно закон защищает супругов. Так, согласно ст. 1150 ГК РФ в обязательном порядке выделяется супружеская доля. Это 50% наследственной массы, она причитается второму (пережившему его) супругу (гражданские супруги не попадают под эту категорию).
Если человек одинокий и наследников у него нет, тогда наследство получает государство.
Далее важно помнить, что наследуется не только имущество, но и обязанности умершего:
Именно поэтому наследники не всегда хотят вступать в наследство. И это еще одна причина, почему не стоит оставлять бизнес тому, кто далек от него, даже если это ваш ребенок. Например, можно предусмотреть в наследственных документах опцию, когда тот, кто получил бизнес, определенную часть дивидендов обязуется передавать тому, кто не причастен к его работе.
Наш директор завещания не оставил, поэтому его имущество наследовалось по закону. Все его наследники были наследниками первой очереди, и не было родственников, которые попадали бы в особую категорию в силу закона. В итоге наследство доли в силу закона было распределено следующим образом:
У умершего был кредит. Эти обязательства также перешли к наследникам в пределах стоимости полученного наследства.
Половину бизнеса поделили между собой наследники, которые не в состоянии им управлять. Вторая половина осталась у приятелей, которые были номинальными владельцами бизнеса и тоже не имели понятия об операционной работе. Сын, который мог бы развивать бизнес, остался не у дел.
Теперь бизнес фактически развален. Ни о какой благотворительности и галерее работ предпринимателя никто даже не вспоминает.
Что следовало сделать владельцу 51% долей аптек для того, чтобы после его смерти все не пошло прахом, и для того, чтобы реализовались все его мечты и стремления?
В его арсенале было множество инструментов – от привычных и понятных до совершенно новых, почти экзотических. Рассмотрим их все по порядку.
Его имеет смысл составлять, если супруги, будучи в официальном браке, завещают общее имущество или каждый свое отдельно. Оно дает возможность выразить общую волю по распоряжению имуществом на случай смерти одного из супругов, упрощает порядок наследования общей совместной собственности супругов.
В случае смерти одного из супругов или развода пары есть возможность отменить завещание.
Важно, что отказ можно наложить не только на наследников (и тех, кто по завещанию, и тех, кто по закону). С его помощью можно также не просто передать имущество по наследству, а определить его судьбу шире.
Например, представим, что у наследодателя есть нежилое помещение и доля в бизнесе. В завещательном отказе можно указать, что одна дочь получит помещение, а другая – долю в бизнесе, где это помещение используется. И прописать, что одна дочь должна сдавать помещение именно этому бизнесу, а не другому, а вторая должна выплачивать сумму из полученных дивидендов первой.
На первый взгляд завещательное возложение очень похоже на завещательный отказ. Однако отличия между ними все-таки существенные:
Основное его отличие от завещания в том, что это двухсторонний документ: с одной стороны – завещатель, с другой – наследник. И если завещание может переписываться хоть каждый день и наследники могут даже не знать о его существовании, то наследственный договор не может быть изменен без ведома наследника.
В договоре можно гибко прописать очень многие вещи, например:
1. Наложить на наследника встречные обязательства.
Среди обязательств могут быть действия, которые он должен сделать как при жизни завещателя, так и после его смерти. К примеру, получить высшее образование или основать музей в честь завещателя. Можно предусмотреть, чтобы один человек получил бизнес и при этом помогал финансово тому, кто к бизнесу отношения иметь не будет.
2. Предусмотреть разные сценарии: привязать наступления определенных обязательств к конкретным событиям.
К примеру, наследодатель хочет завещать аптеку и для него важно, чтобы наследник имел фармацевтическое образование к тому моменту, когда он вступит в наследство.
Составленный заранее договор может формировать правильный вектор развития для наследников и правопреемников еще при жизни наследодателя, причем не только в чисто юридической плоскости, но и в том, что касается мотивации, нравственно-этической направляющей.
По закону наследственный договор может быть расторгнут в одностороннем порядке завещателем. Другая сторона об этом будет знать, и у нее есть право истребовать убытки, если расторжение их повлекло. К примеру, по тем же обязательствам, которые наследник взял на себя при жизни, вполне могли быть затраты.
Договор заключается в нотариальной форме.
Чтобы назначить кого бы то ни было душеприказчиком, нужно получить его согласие. Выражается согласие в собственноручной надписи на самом завещании. В случае, если исполнителем завещания назначается юридическое лицо, такое согласие может выражаться следующим образом:
Если есть душеприказчик, то полномочия нотариуса вторичны: все свои действия он согласовывает с душеприказчиком.
При жизни завещатель в любой момент может сменить душеприказчика. Также сам душеприказчик может отозвать свою кандидатуру.
После смерти наследодателя суд может освободить исполнителя завещания от его обязанностей по требованию наследников. Это будет возможно, если вскроются обстоятельства, свидетельствующие о том, что душеприказчик исполняет свои обязанности ненадлежащим образом или есть угроза нарушения интересов наследников в результате действий (или бездействия) исполнителя завещания.
Роль доверительного управляющего очень важна в ситуации, когда умирает владелец бизнеса: пока наследники не вступили в наследство, он может предпринимать необходимые усилия для того, чтобы бизнес-процессы не стопорились.
Вернемся к нашему примеру. Директор бизнеса умер, не оформил наследство и не назначил доверительного управляющего, хотя им вполне мог быть его незаконнорожденный сын. При этом в уставе написано, чтобы сменить директора, нужно не менее 2/3 голосов. У второго партнера была доля всего в 49%, соответственно, сам директора он сменить не мог. Назначить доверительного управляющего наследники тоже не смогли, потому что плохо ладили друг с другом и не сумели определиться с кандидатурой. В итоге бизнес встал на полгода. Для любого дела такое промедление критично.
Если есть доверительный управляющий, он считается управляющим наследственным имуществом. Раньше было непросто определить на практике, как соотносятся полномочия исполнителя завещания, доверительного управляющего и назначившего его нотариуса. Теперь в кодексе прямо установлено, что душеприказчик «осуществляет от своего имени в интересах наследников все необходимые юридические и иные действия в целях охраны наследства и управления им». При этом завещатель может сузить его полномочия, определив, что он дополнительно должен согласовывать.
7. Наследственный и личный фонды – инструменты, которые также могли бы быть применены и о которых мы подробно поговорим в следующем разделе.
Итак, в нашем примере были разные варианты. Можно было оформить наследство – от самого простого завещания до наследственного договора. Также можно было бы назначить душеприказчика и/или использовать завещательный отказ либо возложение в части, которая касалась картин предпринимателя и организации галереи и поддержки отдельных членов семьи.
Думаю, директор мог бы сам спокойно все продумать и написать проект завещания, потом пойти к нотариусу и все оформить. Также он мог бы ввести родственников в курс дела, чтобы после его смерти они не искали завещание и не занимались расследованием.
Учитывая то, что в нашем примере мы рассматриваем сеть аптек, остановимся на ряде нюансов наследования бизнеса:
Однако такой запрет не означает, что наследнику ничего не достанется. Он имеет право получить действительную стоимость доли в виде денежной выплаты.
Физическое лицо, которое имеет статус ИП, может передать по наследству свое имущество (активы), включая оборудование и деньги на счету, но не сам бизнес, который включает отношения с сотрудниками и контрагентами.
Доверительное управление в отношении ИП фактически не работает. «Подхватывая» бизнес, оставленный физическим лицом со статусом ИП, наследник должен сам получить статус ИП или зарегистрировать юридическое лицо. После этого он должен снова обо всем договориться с сотрудниками, подрядчиками, контрагентами.
В нашем примере заявить права на имущество, оформленное на ИП приятелей, юридически было невозможно. Благо, два приятеля оказались порядочными и согласились сесть за стол переговоров. Один же сказал, что ни о каких договоренностях знать не хочет.
Безусловно, не оформлять юридически любые договоренности крайне опрометчиво. Как именно их оформлять, мы будем подробно говорить на протяжении всей нашей книги. Этот вопрос переплетается с вопросами налоговых рисков и разделения бизнеса на ИП.
Вернемся к нашему примеру, с точки зрения защиты активов наследодатель склоняется к тому, чтобы не держать бизнес на себе, и хочет передать его по наследству сыну. Возможно, в таком случае имеет смысл еще при жизни оформить предприятие на сына и возложить на него обязанности за счет инструментов, описанных выше (в частности, выплачивать часть дохода от бизнеса дочерям и супруге). При этом для подстраховки сохранить за собой определенный юридический контроль над бизнесом (продумать систему сдержек и противовесов в виде залога доли, участия в совете директоров). Для этого можно применить инструменты личных фондов, о которых мы будем говорить дальше:
Несовершеннолетние дети и родители на пенсии получают наследство, даже когда в завещании о них нет ни слова. Их доля – половина того, что полагалось бы им без завещания. Если есть такие наследники, нужно подумать, что оставить им в качестве наследства, чтобы они не наследовали бизнес и не привносили раздрай в его работу в виде своего участия. Нужно учитывать, что наследственным договором или завещанием ограничить их права нельзя.
Я рекомендую применять следующий подход к вопросам наследования:
В частности, честно ответить себе на следующие вопросы:
Если условия есть, не нужно надеяться, что они будут выполнены без вашего волеизъявления. Грамотный юрист поможет их правильно оформить.
Например, если у вас есть имущество, оформленное не на вас, нужно понять, как действовать, и подключить квалифицированных специалистов.
Нет смысла уходить в юридические обвязки сложных вопросов, касающихся бизнеса, пока нет принципиальной договоренности о желаемых правах на имущество.
У нотариусов большой поток разных задач. Глубоко вникать в вашу ситуацию, особенно если она не сводится к простой передаче квартиры или машины, нотариус не будет.
Это был фрагмент книги СЕРГЕЯ ЕЛИНА, ведущего эксперта по финансово-правой безопасности бизнеса, «ФИНАНСОВО-ПРАВОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ для защиты себя, своих личных и бизнес-активов в условиях внешних и внутренних вызовов»
Группа АИП помогает среднему и крупному бизнесу. Свяжитесь с нашим экспертом, чтобы узнать, как мы можем помочь вашему бизнесу.