Осмотр помещений налоговыми органами – один из трендов контроля, который применяется всё чаще и чаще. Чтобы не попасть впросак и исключить любые негативные последствия подобных мероприятий, нужно знать соответствующие положения отечественного законодательства. Так, право на осуществление подобных мероприятий налоговым инспекторам прописано в п. 1 ст. 31 НК.
Согласно ему, осмотрены могут быть абсолютно любые помещение и территория, которые предприятия используют в своей работе (цеха, склады, подсобки, торговые залы, прочее). Чтобы это стало возможным, потребуется постановление о проведении осмотра, которое составляет и подписывает налоговый инспектор и утверждает руководитель ФНС. На основании его налогоплательщик обязан предоставить доступ на территорию. Если проверка выездная, разрешение не нужно.
Осмотр помещений и территорий налоговыми органами направлен на выяснение того, насколько данные, которые декларирует компания, соответствуют действительному положению дел. Так, представители налоговой могут пожелать убедиться в том, что в офисе предприятия работают сотрудники, её склады или производственные цеха функционируют, а не являются фикцией для прикрытия фирмы-однодневки.
Если на предприятии был проведён ремонт, затраты на который вписали в возмещение НДС, инспекторы могут пожелать убедиться в том, что подобные мероприятия действительно имели место. К тому же, осмотр при налоговой проверке позволяет установить, не занимается ли компания чем-то незаконным. Для этого осуществляют осмотр документов и предметов в надежде обнаружить незаполненные бланки других предприятий или их печати и прочее в том же роде.
Мероприятия могут осуществляться:
Стоит отметить, что если осмотр проводится во время камеральной проверки, то лишь в определённых случаях, предусмотренных законодательно. Бывает так, что осмотр помещений, документов и предметов осуществляется в присутствии полицейских, которых налоговики привозят с собой. Как правило, это происходит для пущего устрашения: одно дело – инспекторы с проверкой, и совсем другое – осмотр, проводимый в рамках оперативно-розыскных мероприятий.
Процедура регламентируется Налоговым кодексом Российской Федерации, а точнее – его статьёй 92. В ней определено право представителей ФНС, участвующих в выездной проверке осматривать территории и помещения компании-налогоплательщика с целью обнаружения важных обстоятельств. Они лишаются данного права в том случае, если проверка приостановлена по тем или иным причинам или в её рамках проводятся дополнительные мероприятия.
Никаких дополнительных постановлений на осмотр налоговой при выездной проверке не требуется, а сама она может проводиться без ограничений. Стоит отметить, что подобные мероприятия считаются малодоказательными, а их результаты могут быть оспорены в судебной инстанции. Это обусловлено большими сроками давности, ведь нередко проверочные мероприятия охватывают два-три года. В то же время, если речь идёт о документах и предметах, нужно быть максимально осторожным.
В данном случае осмотр помещений и территорий налоговой возможен по результатам подачи декларации о налоге на добавленную стоимость, если в ней указана сумма на возмещение или имеются несоответствия. Последние свидетельствуют об уменьшении суммы обязательного платежа к уплате или, наоборот, завышении налогового вычета. Мероприятия могут проводиться на основании постановления о проведении осмотра территорий, помещений, документов и предметов, подписанного инспектором, который проводит камеральную проверку. Оно должно быть утверждено на уровне руководителя ФНС или его заместителя.
Представители Федеральной налоговой службы имеют право проводить осмотр документов и предметов компании-налогоплательщика при условии, что они были получены во время осуществления налогового контроля или налогоплательщик разрешил их осмотреть сам. Осмотр помещений и территорий в данном случае не допускается. Так прописано в п. 2 ст. 92 НК. В то же время, согласно ст. 9 ФЗ №129, осмотр помещений возможен при встречных налоговых проверках или если компания подала заявление в ФНС для регистрации. Ещё один вариант – постановление суда.
Порядок доступа инспекторов ФНС зафиксирован законодательно ст. 91 НК. Согласно её положениям, осмотр будет законным лишь при выполнении следующих условий:
Налогоплательщику в первую очередь стоит проверить документы и установить полномочия тех, кто пришёл с подобным осмотром. Лица, фамилия которых не прописаны с соответствующих документах, не имеют права пребывать на территории компании, равно как и осматривать помещения, документы и предметы.
Если речь идёт о доступе в жилые помещения, то он возможен лишь при следующих условиях:
Стоит отметить, что если удалённый сервер с базой данных предприятия находится в квартире или частном доме, в котором проживает сотрудник IT-департамента, а бухгалтерская документация хранится в доме руководителя или главного бухгалтера, то налоговики не смогут их заполучить. Единственная возможность – возбуждение уголовного дела.
Осмотру подлежит абсолютно всё: не существует ограничений в законодательных нормах и положениях. Представители налоговой могут осматривать любые предметы и документацию, которые, по их мнению, могут помочь им в определении достоверности налоговой базы при расчёте обязательных платежей.
Они могут посетить офисные помещения, зайти в производственные цеха, уделить внимание складам, торговым залам и прочее-прочее-прочее, поскольку всё, что расположено в них, может являться носителем доказательств недобросовестности налогоплательщика. Что касается личного досмотра, то в рамках осмотра помещений налоговой он недопустим. Право проводить его имеют лишь представители полиции во время ОРМ.
Стоит отметить, что осмотру может подвергаться и компьютерная техника, а точнее – информация, которая в ней хранится. Такая возможность прописана в определении Верховного суда от 17.07.17 за номером 302-КГ17-8315. Это обусловлено тем, что в нём могут храниться те же бухгалтерские документы, только в электронном формате.
Время осмотра не прописано на законодательном уровне, но обычно он проводится в рабочее время предприятия-налогоплательщика. Однако, оспорить в суде результаты осмотра, который был проведён в другое, не получится. Так что, если инспекторы почтили вас своим вниманием перед закрытием, рекомендуется уведомить их о своём праве на отдых и договориться о переносе процедуры на следующий день.
Ваши возражения должны быть внесены в протокол, равно как и предложение провести процедуру на следующий рабочий день. В то же время, если вы согласитесь на осмотр вечером, а он затянется до утра следующего дня, оспорить его правомерность не получится. Существуют уже десятки судебных решений подобного рода, отнюдь не в пользу налогоплательщиков.
Экспертов представители ФНС привлекают для рассмотрения специфических вопросов, к примеру – в сфере строительства и ремонта или сметного дела. При этом они должны располагать соответствующим договором, который должен быть приложен к материалам налоговой проверки. Если он отсутствует, то любые показания такого эксперта в качестве доказательств выступать не могут и доступны к оспариванию в суде.
В соответствии со статьёй 99 НК, все результаты, полученные в процессе проведения осмотра, должны быть зафиксированы в протоколе. Последний должны подписать лица, которые брали участие в нём, включая представителя компании-налогоплательщика и понятых. Если, по их мнению, в протоколе что-то зафиксировано неправильно, они имеют право написать об этом в разделе «Замечания». Если возражения достаточно объёмны, а места в разделе мало, их можно описать на отдельном листе, сделав об этом пометку в нём.
К протоколу прикладывают все материалы, которые были получены в процессе осмотра: видео- и фото-, а также – копии документации. Если при оформлении протокола были допущены ошибки, он не может являться доказательством и будет оспорен во время досудебного или судебного разбирательства. Впрочем, если помимо протокола инспекторы будут располагать другими доказательствами о нарушениях в компании, оспаривание протокола особой роли не сыграет.
Если налоговики располагают всеми необходимыми бумагами и полномочиями на проведение процедуры, лучше предоставить им доступ на территорию. Несмотря на то, что сами они не имеют прав и ресурсов для получения доступа принудительным путём, они могут обратиться для этого в правоохранительные органы. Подобный конфликт в данном случае будет говорить отнюдь не в пользу налогоплательщика.
Если налоговикам отказывают в доступе на территорию предприятия, они составляют акт о воспрепятствовании и привлекают представителей правоохранительных органов. Последнее актуально если имеются подозрения на серьёзные нарушения со стороны налогоплательщика. Незаконный отказ в доступе карается привлечением к административной ответственности – штрафом в размере 10 тысяч рублей.
Более того, в такой ситуации, согласно ст. 31 НК, инспекторы имеют право провести расчёт налогов, которые компания могла задолжать расчётным путём, то есть по сведениям, которые у них имеются на данный момент... А это – прямой путь к серьёзным доначислениям, оспорить которые будет крайне затруднительно именно из-за факта отказа в доступе. Суд оценит последний негативно, в качестве противодействия законным методам контроля. Подобные последствия актуальны даже при одноразовом отказе в доступе.
Ещё один немаловажный момент: осмотр может в одну секунду стать процедурой выемки документации и/или инвентаризации. Налоговики готовы в любой момент:
Это значит, что на любой обычный, казалось бы, осмотр они прибывают в полной готовности к проведению всех необходимых мероприятий. Если процедуры проводятся с нарушениями, нужно фиксировать их и отправить жалобу в орган, контролирующий деятельность ФНС. Если там признают действия инспекторов неправомочными, результаты осмотра будут включены в доказательную базу.
Группа АИП помогает среднему и крупному бизнесу. Свяжитесь с нашим экспертом, чтобы узнать, как мы можем помочь вашему бизнесу.