Добровольное побуждение налогоплательщиков к уточнению стало одним из эффективных способов сотрудничества между ФНС и юрлицами, желающими избежать выездных проверок и всего, что они способны повлечь за собой. Уже не первый год налоговики практикуют аналитические мероприятия, которые проводят перед тем, как выбрать предприятие для проведения проверки. Для них он стал ключевым инструментом для профилактики и предупреждения нарушений положений налогового законодательства.
Способы подобного взаимодействия между ФНС и налогоплательщиками совершенствуются из года в год, что, в свою очередь, увеличивает долю поступлений по добровольной оплате налогов, а также – повышает уровень налоговой дисциплинированности бизнеса. О том, как это работает и может ли добровольная доплата исключить проверку при наличии серьёзных нарушений, читайте далее.
Согласно статистическим данным, число организуемых инспекторами ФНС выездных проверок имеет тенденцию к увеличению. В параллель с ним увеличиваются и суммы доначислений, и это — не случайность, не совпадение и даже не злой рок, поскольку, выбирая компанию для проверки, налоговики проводят предварительный анализ. Именно он обеспечивает существенный объём доказательной базы «виновности клиента».
Такой подход позволяет представителям налоговой службы знать, какие именно проблемы имеются у юрлица, какие претензии ему можно предъявить и какую примерно сумму можно доначислить. Статистические данные наглядно демонстрируют эффективность такого подхода:
Такой термин, как «добровольное уточнение», в определённых кругах сегодня можно услышать достаточно часто. Его используют когда хотят сказать, что предприятие на добровольных началах или же по рекомендации ревизоров даёт уточнение своих обязательств по налогам. Само собой, слово «добровольно» можно смело взять в кавычки, поскольку смысл его не совсем соответствует реальности. Есть в русском языке ироничное выражение «добровольно-принудительно», вот оно куда более точно описывает ситуацию.
Дело в том, что подобные действия налогоплательщика не являются полностью добровольными. Они были бы таковыми при условии, что на предприятии сами выявили неточности в расчётах и документации, которые привели к тому, что сумма обязательных платежей оказалась заниженной. Если подобное случилось, в соответствии с буквой закона проводятся корректировка и уточнение налоговых обязательств за определённый период.
Инспекторы, которые проводят, к примеру, камеральную проверку, тоже имеют право предложить налогоплательщику уточнить свои обязательства перед государством... А вот добровольные уточнения, о которых идёт речь, не являются совсем добровольными, поскольку в любом из своих видов связаны с побуждением налогоплательщиков со стороны ФНС. Для него в Налоговом кодексе имеется лишь одно-единственное основание, которое предусматривает необходимость уточнений в процессе проведения проверочных мероприятий.
Так что те добровольные уточнения, равно как и оплата в добровольном порядке, на законодательном уровне не регламентированы ни в каком из своих видов. Возможно, именно из-за этого Федеральная налоговая служба разослала письмо, в котором попросила свои территориальные органы свести к минимуму побуждения к добровольным уточнениям.
Посещение ФНС по просьбе её представителей — это всегда стресс для представителя налогоплательщика, который уполномочен совершать подобные действия. В данном случае какой-либо регламент проведения встречи отсутствует. Как правило, персональное взаимодействие происходит в формате комиссии или так называемой мотивационной встречи. Сам диалог не подлежит фиксации налоговиками, а вот его результаты они вписывают в протокол, который может называться по-разному: к примеру – «пояснений от налогоплательщика» или «по результатам встречи».
В нём перечисляют присутствующих особ и доказательства того, что предприятие принимало участие в сомнительных сделках, которые инспекторы получили в процессе общения. Непосредственно их детали сообщаются в устной форме, а вот в самом документе фиксируют обязательство внести обязательный платёж, который не был доплачен, и его сумму. Чаще всего это налог на добавленную стоимость, иногда — на доходы физических лиц, и крайне редко — налог на прибыль.
Если говорить о доначислениях, то их суммы нередко достигают 20-ти миллионов рублей. Таким образом, подобные, сравнительно небольшие уточнения бизнесмены воспринимают куда лояльнее, поскольку вышеупомянутые суммы не способны привести к банкротству предприятия. Не стоит забывать и о том, что предложения уточнить налоговые обязательства, как правило, основаны на нарушениях, которые совершает налогоплательщик. Они могут заключаться в следующем:
Риск того, что в процессе проверки инспекторы обнаружат веские доказательства того, что их подозрения обоснованы, существует всегда. Однако, на этапе предложения добровольно уточнить и доплатить их нет – и это нужно знать и понимать бизнесу, который работает без нарушений. Он имеет право опротестовать протокол встречи, отказавшись таким образом от уточнения. Впрочем, и тут имеется один интересный нюанс: дело в том, что налогоплательщик имеет право решить, идти ли ему на такую встречу или нет.
Если налогоплательщик получил такой протокол, ему следует предпринять следующие действия:
В возражении нужно предоставить своё виденье ситуации или подтвердить, что контрагент является добросовестным. За этим следует указать, что компания располагает документами, подтверждающими реальность сделок, поэтому основания считать те или иные сделки направленными на уменьшение обязательных платежей отсутствуют.
Возражения нужно отправить в ту же налоговую, от которой пришло уведомление о вызове. В них нужно сослаться на протокол и уведомление, если инспекторы не предоставили других документов по итогам встречи. Такой подход позволит им проще и быстрее идентифицировать компанию, то есть понять, о чём именно идёт речь. По наблюдениям юристов «АИП» чаще всего в ответ на возражения представители ФНС молчат.
Бывают ситуации, в которых налогоплательщики по несколько раз уточняют свои обязательства, но в итоге всё равно подвергались выездной проверке. Так что добровольно-принудительные уточнения по просьбе налоговиков — отнюдь не гарантия того, что их не будет.
Налогоплательщики, которым предлагают добровольно уточняться, нередко попадают в ФРВ, который считается чем-то вроде чёрной метки. Присутствие компании в нём приводит к регулярным предварительным проверкам, особенно – по налогу на добавленную стоимость, направленным на поиск оснований для проведения выездной проверки. В процессе налоговый инспектор использует разные способы поиска алгоритмов, по которому компания, по его мнению, занижает налоговую базу:
При этом он будет использовать неизвестные термины и показывать схему связей из системы «АСК НДС-2». Чтобы проще воспринимать подобное и лучше понять ситуацию, стоит изучить терминологию налоговиков. Итак:
По каким причинам предприятие может попасть в реестр выгодоприобретателей?
Чтобы исключить риски попадания в данный реестр и минимизировать налоговые риски, нужно правильно организовать систему внутреннего контроля на предприятии:
Так называемые допроверочные мероприятия со стороны налоговиков перед тем, как принять решение о проведении выездной проверки, включают в себя следующее:
Следующие этапы заключаются в изучении финансового состояния юрлица и рисков того, что оно не сможет уплатить доначисления. По результатам представители ФНС составляют заключение. Далее пакет документов отправляется в вышестоящий орган, уполномоченные сотрудники которого принимают решение о назначении выездной проверки или отказе в её проведении.
Как уже неоднократно упоминалось, налогоплательщики получают уведомление от налоговиков, которые желают узнать причины его сотрудничества с недобросовестными контрагентами и побудить их добровольно уточнить свою декларацию, равно как уплатить налоги за того самого нерадивого партнёра. Нередко в таких уведомлениях отсутствует чёткое описание причины вызова: кстати, получив большое количество жалоб на такой подход, ФНС в вышеупомянутом письме требует, чтобы территориальные службы подробно описывали причины вызова.
Такой подход вполне оправдан, поскольку налогоплательщик, получивший такое размытое уведомление, не может подготовиться к беседе и обеспечить себе должную доказательную базу: как в плане устных пояснений, так и в плане документации. Более того, он не позволяет добиться желаемого эффекта от мероприятий налогового контроля и является причиной негативного отношения к ФНС. Вышеописанное — повод для налогоплательщика, который получил уведомление с размытыми формулировками, обратиться к налоговикам для уточнения.
Сделать это можно позвонив по номеру телефона, который указывают в уведомлении или направив письмо с просьбой уточнить причины вызова и вопрос, который представители ФНС желают обсудить при частной встрече. Благодаря такому подходу налогоплательщик получит возможность оценить ситуацию, подняв свои документы и записи, определив свою степень осмотрительности при выборе партнёра, о котором идёт речь.
Его наличие — проявление осмотрительности и доказательство невиновности в нелегальных схемах. На официальном сайте налоговой инспекции можно будет проверить статус такого предприятия на данный момент. Также нужно подготовиться к визиту, чётко определив позицию и получив доказательства на то, чтобы обосновать её.
Своей тактикой представители налоговой службы стремятся побуждать юрлиц на добровольный уход от нелегальных схем, уплату в государственный бюджет всех обязательных платежей и самостоятельное изучение своих партнёров на благонадёжность с целью исключения сомнительных сделок. Чтобы решить эти задачи, инспекторы предоставляют им информацию об имеющихся рисках и проводят встречи, которые нередко завершаются добровольным уточнением.
При этом налоговики практикуют подход не только в качестве налогового администратора, но и лидера, который может объединить усилия бизнеса и государства на пути к достижению общих целей. Последние заключаются в развитии экономики страны и росте благосостояния. Именно на таких принципах основываются отраслевые проекты, разрабатываемые в ФНС.
Данный проект действует уже более двух лет. Его цель — добровольное уточнение своих обязательств по налогам, позволяющее самостоятельно определять налоговые риски и исключить нелегальные схемы ухода от налогов. По названию можно понять, что речь идёт об участниках рынка сельхозпродукции. При помощи проекта планируется исключить многократные перепродажи сельскохозяйственных товаров и сформировать негативное отношение к предприятиям, которые не желают платить налоги.
На это работает специально разработанный информационный ресурс, благодаря которому достигаются добровольное взаимодействие налогоплательщиков между собой и презумпция их добросовестности, а также – исключаются репутационные риски.
Вывод из тени рынка АПК невозможен без вывода из неё же перевозчиков грузов, которые до сих пор являются источником налоговых рисков для других участников рынка. Чтобы изменить ситуацию, налоговики создали хартию для компаний, которые платят все обязательные платежи и не получают конкурентных преимуществ за счёт их неуплаты, не искажают информацию при заполнении товаросопроводительных документов и выполняют целый ряд других требований.
Отрасль, в которой работают клининговые компании считается связанной с высокими рисками. Именно в ней сталкиваются почти все действующие предприятия и государственные структуры. Компании, которые работают в ней, предлагается объединить в НАФО — национальную ассоциацию фасилити-операторов, которые ведут бизнес в соответствии с определёнными правилами. Последние предусматривают соблюдение положений всех законодательств — миграционного, налогового и трудового, а также – осмотрительность при выборе партнёров.
Группа АИП помогает среднему и крупному бизнесу. Свяжитесь с нашим экспертом, чтобы узнать, как мы можем помочь вашему бизнесу.