Современный бизнес можно сравнить с зоной повышенного риска, балом в которой правят неопределённость и стабильность. В мире, где на смену одному экономическому кризису приходит другой, ключевая ставка Центробанка стремится вверх, а требования, предъявляемые на законодательном уровне, становятся всё жёстче, всё актуальнее становятся эффективные меры финансово-правовой безопасности.
Это — меры, способные исключить негативные последствия внешней нестабильности для «внутреннего состояния» бизнеса, не пошатнув его «здоровья». Если компания не готова к вызовам, которые ей бросает современный рынок, последствия могут быть самыми негативными, включая неспособность покрыть долговые обязательства и выплатить налоги, а также — запуск процедуры банкротства. Не удивительно, что многие руководители и собственники бизнеса уделяют особое внимание финансовой безопасности своего бизнеса.
Финансовая безопасность компании — это надёжная защищённость бизнеса от целого ряда негативных воздействий, исходящих как снаружи, так и изнутри. Компания, защищённая в финансовом плане, не восприимчива к факторам дестабилизации её деятельности и способна решать свои коммерческие задачи и дальше. Должным уровнем сформированное организационно-правовое обеспечение финансовой безопасности предприятия позволяет ему эффективно контролировать и управлять своими денежными средствами для того, чтобы продолжать успешно работать и развиваться даже в сложных условиях.
По сути, это — состояние бизнеса, при котором все его финансы и активы защищены от угроз разного рода. Его составляют три важных пункта:
Экономическая деятельность любого предприятия направлена на оптимизацию расходов на изготовление товаров/услуг и прибыли. Простыми словами: бизнес желает минимизировать затраты и получать максимальную прибыль от своей деятельности. Финансовая безопасность в этом играет немаловажную роль, поскольку является залогом стабильного развития в долгосрочной перспективе. Чтобы добиться этого, нужно решить следующие задачи:
Нормативно-правовое обеспечение финансовой безопасности невозможно без профилактики финансовых правонарушений. Последние представлены целым рядом действий, нарушающих законодательные нормы, которые являются результатом мошеннических действий. Современный бизнес регулярно сталкивается с проблемными ситуациями в сфере управления финансовой безопасности. По этой причине им стремятся уделять соответствующее внимание, решая на всех организационных уровнях.
Дефицит финансовой устойчивости повышает риски неплатёжеспособности и вызывает сложности со снижением затрат относительно прибыли, равно как и становится препятствием для наращивания производственных мощностей. Самыми распространёнными правонарушениями в сфере финансов сегодня являются:
Согласно статистическим данным об экономических преступлениях в Российской Федерации, их максимум приходится на злоупотребления лицами, в руках которых сосредоточены крупные финансовые средства. В такой ситуации знание правовых основ обеспечения финансовой безопасности предприятий и их применение на практике играют важную роль. Причины финансовых преступлений в компаниях заключаются в следующем:
Комплекс мер правового обеспечения финансовой безопасности достаточно разнообразен. Для достижения максимального эффекта использовать его нужно в полной мере, задействуя все возможности. Только так можно устранить пробелы и бреши в защите компании, которые оставляют лазейки для совершения финансовых преступлений. Меры такого рода представлены следующим:
Вышеперечисленное позволит службе безопасности, действующей на предприятии, исключать или свести к минимуму риски хищений и использования незаконных схем. В свою очередь, это исключает необходимость восстановления расхищенного, что точно так же экономит время и средства предприятия, сохраняя при этом его репутацию и финансовую устойчивость.
Главной ошибкой в сфере финансовой безопасности компании является преуменьшение роли финансовой дисциплины. Её несоблюдение нередко становится причиной серьёзных потер, вплоть до банкротства юридического лица. Комплексный подход к управлению финансовыми средствами поможет исключить это наряду с целым рядом ошибок, представленных далее.
Бизнес не может успешно развиваться без планирования: он гарантированно потерпит финансовые потери, не сможет оптимизировать расходы, будет упускать возможности, которые помогут ему развиваться. В такой компании не смогут спрогнозировать объём сырья, который нужно закупить на следующий месяц, равно как и оставить резервы на выплату кредитов и обязательных платежей. Предприниматели с опытом ещё до регистрации новой компании составляют бизнес-план, в котором в деталях прописывают разные сценарии.
Да: можно предположить, что какое-то время компания может работать без определённого плана. Однако, если представить себе, что в этот период возникнет негативная для него ситуация на рынке, что сегодня отнюдь не редкость, она оставит свой отпечаток на работе бизнеса… И хорошо, если он не приведёт к кризису, что тоже вполне вероятно. Следовательно, внедрение системы планирования — важная составляющая функционирования любой компании.
Конечно же, только планировать деятельность недостаточно. Чтобы правильно корректировать планы, принимая удачные стратегические решения, ещё нужно контролировать ситуацию. Для этого и необходима система учёта и анализа, причём не формальная, а действующая эффективно на практике.
Ситуации, когда владелец бизнеса путает свои личные финансы и финансы своего бизнеса — не такая уж и редкость для единственных учредителей или ИП. В первом случае деньги юрлица обособлены от денег его владельца на законодательном уровне. Так что, если он «залез в кошелёк» пускай и своего, но всё же бизнеса, представители ФНС признают эти средства его личным доходом и начислят на них налог на доходы физлиц и взносы на страхование, причём вместе со штрафными санкциями и пеней.
Ошибки, которые можно допустить если смешивать их:
В такой ситуации предпринимателю рекомендуется рассчитывать прибыль и платить себе что-то вроде дивидендов, как в случае с юрлицами, наладив раздельный учёт коммерческих и личных затрат. Исключить проблемы с банковскими организациями можно за счёт переводов средств со счёта компании, исключив их обналичивание.
Ситуации, когда приходы и расходы финансовых средств не совпадают по времени, называют кассовыми разрывами. Проявляют они себя наличием прибыли в отчётности на фоне отсутствия денег на счёте компании. Так бывает, что внести налоги и выплатить заработную плату сотрудникам компании нужно до 15-го числа каждого месяца, а вот денежные поступления на решение этих задач ожидаются с 20-го числа.
Реализация товаров и услуг с отсрочкой платежа — распространённая практика, позволяющая увеличить объём продаж, ведь далеко не все покупатели готовы делать предоплату. В такой ситуации нужно соблюдать меру: большое количество отсрочек и отсутствие контроля за соблюдением сроков их выплаты приведут к тому, что большая часть оборотных средств бизнеса будет попросту заморожена.
Исключить это можно если разработать правила работы с отсрочкой и соблюдать их (к примеру, давать отсрочки при условии своевременности их выплат в прошлом). Кроме того, нужно внимательно следить за соблюдением сроков оплаты и принимать все меры для того, чтобы долги были взысканы, в том числе и обращаться в суды с исками.
Один постоянный крупный клиент — решение неплохое, однако зависимость от него обернётся серьёзными финансовыми проблемами, если по какой-то причине он решит сменить поставщика или утратит необходимость в продукции предприятия. То же касается и одного продукта: если спрос на него на рынке упадёт, проблем не избежать. Следовательно, нужно найти несколько источников дохода — и тогда потеря одного из них не станет серьёзным ударом для бизнеса.
Часты ситуации, когда предприниматели замораживают финансовые средства, покупая сырьё или товары в избытке или формируют на складе резерв товаров, на которые пока нет спроса. Особенно это опасно если речь идёт о продуктах с ограниченным сроком хранения. Избежать любые проблемы подобного характера можно если точно просчитать нормы по разным видам запасов и придерживаться их. Исключение можно сделать если наблюдается быстрая инфляция, превышающая 20% в год. В такой ситуации покупка активов длительного хранения станет своего рода защитой от обесценивания денег.
Наличие резервного фонда, который сможет покрыть долги или убытки, — must-have для любого предприятия. Благодаря ему бизнес сможет выстоять при негативных изменениях внутри или извне. Это говорит о том, что не стоит использовать всю полученную прибыль до нуля: следует откладывать какую-то её часть в специальный фонд. Его размер бизнесмен определяет сам: законодательные нормы предусматривают лишь минимальный размер резерва для акционерных обществ — 5% от уставного капитала.
Практика показывает, что многие общества с ограниченной ответственностью работают с минимальной суммой уставного капитала в размере десяти тысяч рублей, что касается ИП, то у них такого нет вообще. По этой причине рекомендуется учитывать обороты и собрать фонд в размере выручки за 3 месяца. Важно, чтобы финансы были доступны в любой момент, так что можно разместить их на депозитном счёте с возможностью снятия или пополнения в любой момент.
С одной стороны, заёмные средства расширяют возможности бизнеса для развития. Речь идёт не только о деньгах, но и о покупке товаров, сырья или услуг с отсрочкой. С другой стороны, с ними следует быть аккуратным, ведь слишком много долговых обязательств способно негативно повлиять на финансовую устойчивость бизнеса. В какой-то момент обнаружится, что компания с большим объёмом займов с высокими процентными ставками является неплатёжеспособной. Рекомендация: не слишком увлекаться займами и уж если брать их, то по минимальным ставкам.
Целый ряд вызовов, которые возникают в процессе ведения коммерческой деятельности, являются своего рода проверкой для бизнеса в плане его финансовой безопасности. Они способны серьёзно подорвать последнюю, а следовательно — и всю компанию, если не заметить их своевременно и не предпринять соответствующие меры. Таким образом, хорошее знание и понимание потенциальных рисков являются важнейшей составляющей к созданию надёжной системы защиты финансов.
Внешние угрозы финансовой безопасности заключаются в следующем:
Что касается внутренних угроз, то они заключаются в следующем:
Зная все вышеперечисленные угрозы, можно разработать постановления и предписания относительно профилактических мер, а также — действий бизнеса при наступлении то или иной из них. Таким образом можно добиться финансовой безопасности бизнеса и сократить негативные последствия, исключив риск неплатёжеспособности и банкротства предприятия.
Для того чтобы добиться финансовой безопасности бизнеса, нужно действовать комплексно и своевременно. Решать эту задачу нужно уже сейчас, причём на непрерывной основе. Все предпринимаемые меры должны соответствовать положениям отечественного законодательства. Они должны быть централизованными, целесообразными и соответствовать специально разработанному плану.
При необходимости вы можете проконсультироваться со специалистами АКГ «АИП» и получить исчерпывающие ответы на свои вопросы.
Группа АИП помогает среднему и крупному бизнесу. Свяжитесь с нашим экспертом, чтобы узнать, как мы можем помочь вашему бизнесу.