Чтобы уменьшить налоговый прессинг юрлица и ИП, которые зарегистрированы в определённых регионах, имеют право использовать льготные ставки по УСН. Их размер устанавливают местные власти, определяя их в законодательном порядке, причём снижение ставки возможно до пяти или даже одного процента (в зависимости от объекта, который облагается обязательными платежами). Более того, для индивидуальных предпринимателей налоговая ставка по УСН в 2024-ом году может составлять 0% при условии того, что они зарегистрированы во льготных регионах.
Упрощённая система налогообложения – один из спецрежимов налогообложения, ключевая особенность которого заключается в том, что налоговая ставка определяется объектом налогообложения и полученным доходом. Она доступна для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, доход которых не превышает ста двенадцати с половиной миллионов рублей за девять месяцев года, в котором они подают уведомление на переход на эту систему налогообложения.
Данную цифру нужно корректировать с учётом коэффициента, определённого законодательно на тот или иной год. К примеру, если индивидуальный предприниматель планирует с 2024-го года работать на УСН, его доходы за девять месяцев 2023-го не могут превышать сто сорок девять миллионов рублей с учётом коэффициента, который составляет 1,329.
Стандартные налоговые ставки при этом – следующие:
Они актуальны для предприятий, доход которых составляет до ста пятидесяти миллионов рублей. При этом не стоит забывать о том, что сумма ограничения по доходам каждый год определяется по-разному с учётом коэффициента дефлятора. Так, в 2023-ем году он составлял 1,257, а в 2024-ом – 1,329. Это нужно учитывать регистрируя компанию в регионах со льготной ставкой УСН. Что касается повышенных ставок, то они – следующие:
Они актуальны для предприятий, доходы которых превышают определённый порог, составляющий 188 550 000 рублей. Если они будут выше 251 400 000 рублей, то организация больше не сможет пользоваться упрощённым режимом и будет переведена на общий. В 2024-ом году эта сумма составит 265 800 000 рублей.
Что касается льготных регионов для ИП и юрлиц по УСН, в которых можно экономить на налогах, то их право прописывать сниженные ставки зафиксировано в пунктах 1 и 2 статьи 346.20 Налогового кодекса. Местные законодатели могут вводить их относительно определённых или всех видов деятельности. Как уже упоминалось, на доходы может быть введён налог в 1%, на доходы минус расходы – 5%.
Льготные регионы по УСН в 2024-ом году имеют право не только определять размер ставки, но и устанавливать условия её задействования, а также – направления деятельности предприятий, относительно которых могут применяться эти льготы. В ряде случаев может быть доступным снижение ставок до 0% относительно доходов и доходов минус расходы. Такие налоговые каникулы могут быть доступны индивидуальным предпринимателям, которые:
Всё это прописывается на законодательном уровне субъекта, где пониженная ставка действует.
Главное условие, которое позволяет экономить на налогах таким образом, – регистрация предприятия в регионе с льготной ставкой по УСН. Чтобы это стало возможным, индивидуальный предприниматель должен располагать соответствующей пропиской по паспорту, а компания – юридическим адресом. При этом не важно, где фактически ведётся хозяйственная деятельность. Она вполне может осуществляться в другом регионе.
В то же время, если предприятие имеет регистрацию в регионе, в котором действует льготная налоговая ставка, исключительно для того, чтобы снизить обязательные платежи, налоговые инспекторы праве признать это злоупотреблением. В такой ситуации они проведут перерасчёт налога по стандартной ставке, начислят пеню и выпишут штрафы. Что касается других условий для снижения налогового прессинга, то их определяют регионы с льготной ставкой по УСН, а точнее – их законодатели.
Они могут касаться не только определённых видов деятельности, но и таких параметров, как размер штата и доходов. Стоит отметить, что представители власти в регионах также имеют право дифференцировать налоговые ставки с учётом сферы деятельности предприятия, его социальной значимости, а также – местонахождения. Возможны ситуации когда налогоплательщики с равными основаниями могут относить себя к разным категориям, а это значит, что они могут использовать наименьшую ставку.
Таблица, с которой мы предлагаем вам ознакомиться, включает в себя все регионы, в которых действуют льготные ставки на налоги, со ссылками на соответствующие законодательные акты, в которых зафиксировано право бизнеса на их применение.
Код | Субъект РФ | Законодательный акт |
---|---|---|
01 | Республика Адыгея (Адыгея) | Закон Республики Адыгея № 104 от 08.08.2022 (действителен до 31.12.2024) |
02 | Республика Башкортостан | Законы Республики Башкортостан № 571-з (с изменениями на 22.11.2022) от 30.06.2022 и № 576-з от 30.06.2022 (действуют до 31.12.2024) |
03 | Республика Бурятия | Ст. 8.3 Закона Республики Бурятия № 145-III от 26.11.2002 (с изменениями на 06.03.2023) |
04 | Республика Алтай | Закон Республики Алтай от 03.07.2009 № 26-РЗ (с изменениями на 07.11.2022, действует до 31.12.2024 включительно) |
05 | Республика Дагестан | Закон Республики Дагестан от 06.05.2009 № 26 (с изменениями на 10.06.2022) |
06 | Республика Ингушетия | Закон Республики Ингушетия от 29.12.2018 № 53-РЗ (с изменениями на 07.07.2023) |
07 | Кабардино-Балкарская Республика | Закон Кабардино-Балкарской Республики от 18.05.2009 № 22-РЗ (с изменениями на 30.04.2020) |
08 | Республика Калмыкия | Закон Республики Калмыкия от 11.10.2022 № 243-VI-З |
09 | Карачаево-Черкесская Республика | Ч. 4 ст. 2 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 30.11.2015 № 85-РЗ (с изменениями на 08.12.2022) |
10 | Республика Карелия | Ст. 9.1, 9.5 Закона Республики Карелия от 30.12.1999 № 384-ЗРК (с изменениями на 02.11.2022) |
11 | Республика Коми | Закон Республики Коми от 08.05.2020 № 12-РЗ (с изменениями на 21.04.2023) |
12 | Республика Марий Эл | Ст. 8 Закона Республики Марий Эл от 27.10.2011 № 59-З (с изменениями на 02.05.2023) |
13 | Республика Мордовия | Закон Республики Мордовия от 04.02.2009 № 5-З (с изменениями на 06.06.2022) |
14 | Республика Саха (Якутия) | Ст. 6 Закона Республики Саха (Якутия) от 07.11.2013 № 1231-З № 17-V (с изменениями на 30.11.2022) |
15 | Республика Северная Осетия — Алания | Законы Республики Северная Осетия – Алания от 02.11.2020 № 67-РЗ (с изменениями на 04.04.2023) и от 02.11.2020 № 70-РЗ |
16 | Республика Татарстан | Закон Республики Татарстан от 17.06.2009 № 19-ЗРТ (с изменениями на 29.09.2022) |
17 | Республика Тыва | Закон Республики Тыва от 10.07.2009 № 1541 ВХ-2 (с изменениями на 14.11.2022) |
18 | Удмуртская Республика | Закон Удмуртской Республики от 29.11.2017 № 66-РЗ (с изменениями на 17.07.2023) |
19 | Республика Хакасия | Закон Республики Хакасия от 16.11.2009 № 123-ЗРХ (с изменениями на 14.03.2023) |
20 | Чеченская Республика | Закон Чеченской Республики от 27.11.2015 № 49-РЗ (с изменениями на 06.05.2020) |
21 | Чувашская Республика | Ст. 39.1 Закона Чувашской Республики от 23.07.2001 № 38 (с изменениями на 21.12.2022) |
22 | Алтайский край | Закон Алтайского края от 30.11.2017 № 89-ЗС (с изменениями на 02.11.2022) |
23 | Краснодарский край | Закон Краснодарского края от 06.07.2022 № 4724-КЗ (применяется по 31.12.2024 включительно) |
24 | Красноярский край | Закона Красноярского края от 19.11.2020 № 10-4347 (с изменениями на 26.05.2022, действует по 31.12.2023 включительно) |
25 | Приморский край | Закон Приморского края от 13.12.2018 № 414-КЗ (с изменениями на 28.02.2023) |
26 | Ставропольский край | Ч. 1 ст. 1 Закона Ставропольского края от 17.04.2012 № 39-кз (с изменениями на 20.04.2020) |
27 | Хабаровский край | Ст. 11.1 Закон Хабаровского края от 10.11.2005 № 308 (с изменениями на 28.06.2023) |
28 | Амурская область |
|
29 | Архангельская область | Ст. 1.1 — 1.3 Закона Архангельской области от 27.04.2020 № 254-16-ОЗ (с изменениями на 02.05.2023) |
30 | Астраханская область | Закон Астраханской области от 10.11.2009 № 73/2009-ОЗ (с изменениями на 15.12.2022) |
31 | Белгородская область | Закон Белгородской области от 14.07.2010 № 367 (с изменениями на 05.04.2021) |
32 | Брянская область | Закон Брянской области от 03.10.2016 № 75-З (с изменениями на 28.07.2022) |
33 | Владимирская область | Ст. 1 Закона Владимирской области от 10.11.2015 № 130-ОЗ (с изменениями на 29.09.2021) |
34 | Волгоградская область | Ст. 1 Закона Волгоградской области от 10.02.2009 № 1845-ОД (с изменениями на 29.12.2022) |
35 | Вологодская область | Ч. 1 ст. 1 Закона Вологодской области от 26.10.2018 № 4424-ОЗ (с изменениями на 12.12.2022) |
36 | Воронежская область | Ст. 1, 1.2, 1.3 Закона Воронежской области от 05.04.2011 № 26-ОЗ (с изменениями на 19.12.2022) |
37 | Ивановская область | Закон Ивановской области от 20.12.2010 № 146-ОЗ (с изменениями на 28.10.2022) |
38 | Иркутская область | Ст. 2, 3, 4, 4.3 Закона Иркутской области от 30.11.2015 № 112-оз (с изменениями на 29.11.2022) |
39 | Калининградская область | Закон Калининградской области от 24.04.2018 № 162 (с изменениями на 25.11.2022) (действует до 31.12.2023 включительно) |
40 | Калужская область | Ст. 1, 1.1 Закона Калужской области от 18.12.2008 № 501-ОЗ (с изменениями на 29.03.2023) |
41 | Камчатский край | Ст. 4 Закона Камчатского края от 26.11.2021 № 6 (с изменениями на 05.07.2023) |
42 | Кемеровская область — Кузбасс |
|
43 | Кировская область |
|
44 | Костромская область |
|
45 | Курганская область | Закон Курганской области от 24.11.2009 № 502 (с изменениями на 08.06.2023) |
46 | Курская область | Закон Курской области от 04.05.2010 № 35-ЗКО (с изменениями на 10.11.2022) |
47 | Ленинградская область | Закон Ленинградской области от 12.10.2009 № 78-оз (с изменениями на 23.11.2022) |
48 | Липецкая область | Закон Липецкой области от 24.12.2008 № 233-ОЗ (с изменениями на 02.08.2022) |
49 | Магаданская область |
|
50 | Московская область | Закон Московской области от 12.02.2009 № 9/2009-ОЗ (С изменениями на 22.11.2022, действует по 31.12.2024) |
51 | Мурманская область | Закона Мурманской области от 03.03.2009 № 1075-01-ЗМО (с изменениями на 29.03.2022) |
52 | Нижегородская область | Закон Нижегородской области от 30.12.2020 № 172-З (с изменениями на 03.04.2023) |
53 | Новгородская область | Ст. 1 Закона Новгородской области от 31.03.2009 № 487-ОЗ (с изменениями на 28.02.2023) |
54 | Новосибирская область | Глава 5.2 Закона Новосибирской области от 16.10.2003 № 142-ОЗ (с изменениями на 14.06.2023) (действует по 31.12.2024) |
55 | Омская область | Ст. 2, 3.1 Закона Омской области от 25.05.2020 № 2270-ОЗ (с изменениями на 18.02.2022) |
56 | Оренбургская область | Закон Оренбургской области от 29.09.2009 № 3104/688-IV-ОЗ (с изменениями на 21.04.2022) |
57 | Орловская область | Закон Орловской области от 31.08.2021 № 2655-ОЗ (с изменениями на 04.05.2022) |
58 | Пензенская область | Закон Пензенской области от 30.06.2009 № 1754-ЗПО (с изменениями на 10.02.2023) |
59 | Пермский край | Ст. 1 Закона Пермского края от 01.04.2015 № 466-ПК (с изменениями на 09.11.2022) |
60 | Псковская область | Ст. 1 Закона Псковской области от 29.11.2010 № 1022-оз (с изменениями на 04.05.2023) |
61 | Ростовская область | Ст. 11 Закона Ростовской области от 10.05.2012 № 843-ЗС (с изменениями на 30.06.2023) |
62 | Рязанская область | Закон Рязанской области от 21.07.2016 № 35-ОЗ (с изменениями на 23.08.2022) |
63 | Самарская область | Ст. 2 Закона Самарской области от 16.07.2021 № 63-ГД (с изменениями на 13.03.2023) |
64 | Саратовская область | Закон Саратовской области от 25.11.2015 № 152-ЗСО (с изменениями на 26.07.2023, действует по 31.12.2026 включительно) |
65 | Сахалинская область | Закон Сахалинской области от 10.02.2009 № 4-ЗО (с изменениями на 08.11.2022) |
66 | Свердловская область | Закон Свердловской области от 15.06.2009 № 31-ОЗ (с изменениями на 22.11.2022) |
67 | Смоленская область |
|
68 | Тамбовская область |
|
69 | Тверская область | Закон Тверской области от 29.11.2019 № 73-ЗО (с изменениями на 08.05.2020) |
70 | Томская область | Закон Томской области от 07.04.2009 № 51-ОЗ (с изменениями на 04.03.2022) |
71 | Тульская область | Закон Тульской области от 26.10.2017 № 80-ЗТО (с изменениями на 29.11.2022) |
72 | Тюменская область | Ст. 1 Закона Тюменской области от 31.03.2015 № 21 (с изменениями на 29.11.2022) |
73 | Ульяновская область | Закон Ульяновской области от 03.03.2009 № 13-ЗО (с изменениями на 05.09.2023) |
74 | Челябинская область | Ст. 1 Закона Челябинской области от 25.12.2015 № 277-ЗО (с изменениями на 03.06.2022) |
75 | Забайкальский край | Закон Забайкальского края от 04.05.2010 № 360-ЗЗК (с изменениями на 23.11.2022) |
76 | Ярославская область | Закон Ярославской области от 30.11.2005 № 69-з (с изменениями на 26.12.2022) |
77 | Москва | Ч. 1 ст. 1 Закона Москвы от 07.10.2009 № 41 (с изменениями на 23.11.2016) |
78 | Санкт-Петербург | Ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от 05.05.2009 № 185-36 (с изменениями на 30.01.2023) |
79 | Еврейская автономная область |
|
83 | Ненецкий автономный округ | Ст. 1.1 Закона Ненецкого автономного округа от 13.03.2015 № 55-ОЗ (с изменениями на 24.12.2020) |
86 | Ханты-Мансийский автономный округ — Югра | Закон Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 30.12.2008 № 166-оз (с изменениями на 27.10.2022) |
87 | Чукотский автономный округ | Ч. 1, 3 ст. 6 Закона Чукотского автономного округа от 18.05.2015 № 47-ОЗ (с изменениями на 13.06.2023) |
89 | Ямало-Ненецкий автономный округ |
|
Необходимость подтверждения льготной налоговой ставки по УСН существует лишь в регионах, где это предусмотрено законодательно. Непосредственно в декларации налогоплательщику нужно прописать размер льготной ставки и сделать ссылку на законодательный акт, в котором она прописана.
В ряде регионов с льготным налогообложением для ИП и юрлиц на УСН прописана необходимость предоставления определённых документов, причём сами документы могут быть разными. Так, в УР придётся подать книгу учёта доходов и расходов наряду с расчётом доли доходов от реализации по всем видам деятельности. В то же время, если такого требования не имеется, никаких документов помимо декларации предоставлять не нужно. Более того: их не имеют права требовать даже инспекторы ФНС в процессе проведения камеральной проверки. Предоставлять нужно лишь ту документацию, которая прописана в статье 88 Налогового кодекса.
Что касается выездных проверок, то в процессе их проведения по требованию представителей налоговой налогоплательщик обязан предоставить документацию и расчёты по исчислению и уплате обязательных платежей. В качестве доказательства того, что компания имеет право применять льготную ставку, может выступать справка с соответствующим расчётом, выписанная бухгалтерией по завершении каждого отчётного периода.
Налогоплательщик, работающий на УСН, должен использовать ту ставку налога, которая действует в регионе, где зарегистрирована его юридическое лицо или ИП. Внесение авансов и обязательных платежей, равно как подача декларации им, должна осуществляться в налоговые службы по месту нахождения – так прописано в статье 346 Налогового кодекса.
Если предприятие располагает филиалами или подразделениями в другом регионе, в котором действуют иные ставки, исчисление и оплата обязательных платежей происходит по месту учёта головного офиса, а следовательно – и ставкам, которые действуют в его регионе. Использовать региональную ставку подразделений допускается лишь в том случае, если оно там зарегистрировано.
Индивидуальные предприниматели рассчитывают обязательные платежи с учётом ставки региона, в котором они прописаны и зарегистрированы. Здесь же они вносят авансовые платежи, налоги и подают декларацию по упрощённой схеме налогообложения. Согласно положениям, прописанным в письме Министерства финансов №03-11-11/53003, вести бизнес при этом он может в любом регионе.
Нередки ситуации, когда налогоплательщик, применяющий упрощённую схему налогообложения, перемещает свой бизнес в другой регион, где его компания проходит перерегистрацию. В этом случае он обязан рассчитывать свои платежи по ставкам, действующим в новом для него регионе. При этом обязательные платежи за год рассчитывают по ставке того региона, где он был оформлен в качестве налогоплательщика по состоянию на 31-ое декабря этого года.
Данная рекомендация актуально для предприятий, которые перерегистрировались в другом регионе по завершении года. Она определена в положениях, прописанных в письме Министерства финансов № 03-11-09/46940, которое было направлено Федеральной налоговой службой в региональные инспекции 9 июня 2023-го года № СД-4-3/7372@.
Авансовые платежи за первый квартал, шесть или девять месяцев, рассчитанные по более высокой ставке, пересчитывать не нужно. Обязательные платежи за год рекомендуется определять нарастающим итогом, а расчёт годовой суммы налога – осуществлять путём умножения налоговой базы на действующую ставку. Авансы, которые были начислены в течение двенадцати месяцев, нужно учитывать при расчёте суммы налога за год.
В соответствии с общими правилами, для индивидуальных предпринимателей, ведущих коммерческую деятельность на УСН, действуют такие налоговые ставки, как и для юридических лиц: 6% и 15% на доход и доход минус затраты соответственно. Они увеличиваются как только происходит расширение компании и её штат превышает установленный лимит – и составляют 8 и 20% соответственно.
Региональные власти имеют право определять льготные ставки налогов, в том числе – и специально для ИП. Если он решает изменить место жительства и официальной регистрации, меняется и ставка расчёта авансов и налогов по итогам года. Налоговые каникулы в течение первых 2-ух налоговых периодов, которые нередко дают начинающим индивидуальным предпринимателям в регионах, обуславливают налоговые ставки в размере 0%.
При этом, согласно пункту 4 статьи 346 Налогового кодекса, они отдельно оговаривают не только размер доходов, но и вид деятельности. Так, право на такую льготу могут получить предприниматели, которые ведут производственную деятельность, работают в области научных изысканий или предоставления бытовых услуг населению. Другие ограничения могут затрагивать размер штата: если он больше определённого, льготные ставки снимаются.
При этом доходы от деятельности, которую облагают налогами по льготной ставке, не могут быть меньше 70%. В противном случае, если доходы от других направлений деятельности превысили треть в общей доле, индивидуальный предприниматель должен платить налоги по стандартным ставкам в 6% и 15%. Если он нарушил условие о долях доходов по итогам 1-го налогового периода, он лишается права применять ставку в 0% в течение 2-го.
Если вы решили снизить налоговый прессинг и развивать свой бизнес, обращайтесь в АКГ «АИП». Наши специалисты подберут оптимальное решение для вашей компании, которое поможет решить поставленные задачи и платить меньше на законных основаниях!
Группа АИП помогает среднему и крупному бизнесу. Свяжитесь с нашим экспертом, чтобы узнать, как мы можем помочь вашему бизнесу.