Выделенное юрлицо не отвечает по всем обязательствам старого. Так, оно не в ответе по налоговым обязательствам и гражданским требованиям. Решение о том, какие обязанности передавать, а какие — нет, принимают участники юрлица, которое подлежит реорганизации. Такой подход позволяет выделить активы предприятия путём передачи их новому юрлицу. Ещё один плюс реорганизации выделением заключается в разделении разных направлений деятельности компании и исключении влияния их рисков друг на друга.
При правильном подходе выделение компании способно решить целый ряд актуальных для любой компании задач. Законодатели не задумывали её как возможность получать вычеты из бюджетных средств, а потому в своё время отреагировали на подобные злоупотребления соответствующими изменениями налогового кодекса. Это важно понимать, отвечая на следующие вопросы: реорганизация в форме выделения что это? Для чего она нужна? И какие задачи способна решить?
Необходимость решения такой задачи — не редкость для компаний, которые работают уже длительное время. В процессе у них скапливаются самые разные активы, к примеру — полученные по долговым обязательствам от других компаний или купленные по сходной цене или те, которые уже не актуальны и не используются. Такой процесс вполне естественен и не является чем-то нехорошим, однако само по себе такое сосредоточение может стать причиной «помутнения» финансовых потоков. Они попросту утратят свою прозрачность.
Решить данную проблему поможет передача таких активов, в том числе и путём их продажи, хотя тут может возникнуть и вопрос их стоимости. Если она будет не такой высокой, как хотелось бы, возникнут вопросы у налоговиков. Рыночная цена может стать причиной серьёзных налоговых последствий; к тому же, тот, кому непрофильные активы были переданы на хранение, тоже должен чем-то рассчитываться... Так что ситуация может стать ещё куда более мутной.
Обособление одного из направлений деятельности — решение ещё одной задачи, актуальной для многих предприятий. К примеру, предприятие занимается торговлей, но в процессе приобретает оборудование и запускает производство товаров. Сначала её реализация может идти через один канал, однако по мере роста и развития производства она разделится не только по штату, который этим занимается, но и по клиентской базе.
Более того, у разных направлений деятельности разные риски, которые способны влиять друг на друга... Так что разделение путём выделения является отличным решением, которые позволяет на законных основаниях перенести на новое предприятие производственное оборудование, штат сотрудников, а также — права и обязательства по действующим договорам. Да, несомненно, сделать это можно и другими способами: к примеру — продав оборудование и уволив сотрудников, а потом — приняв их на работу на новом предприятии...
Наличие в фирме нескольких партнёров может быть сопряжено с рисками их несогласия друг с другом в плане развития бизнеса и стратегий, с ним связанных. Корпоративные конфликты, которые возникают в процессе, негативно сказываются на работе компании и требуют разрешения. Нередко, чтобы избежать их, практикуют разделение бизнеса путём выделения новой компании. Таким образом можно разделить действующий бизнес на две равные части, распределив штат, собственность, права и обязанности.
Несмотря на вышеописанные неоспоримые плюсы, выделение в процессе реорганизации имеет свои недостатки. Они заключаются в том, что процедура потребует от четырёх до пяти месяцев и может стать причиной требований от кредиторов досрочно закрыть свои долги. К тому же, сама по себе данная процедура вполне может стать и нередко становится основанием для проведения выездной проверки представителями налоговой службы.
Реорганизация юридического лица в форме выделения осуществляется в определённом порядке, регламентированном положениями отечественного законодательства. Он является обязательным для выполнения и включает в себя несколько шагов.
Таким образом, при реорганизации ООО в форме выделения в передаточном акте прописывают следующую информацию:
Сама по себе процедура реструктуризации длится не менее трёх месяцев, в течение которых нередко возникают новые обязанности и права или меняются старые. Этот момент тоже должен найти своё отражение в акте. Участники должны обозначить, что произойдёт с правами и обязанностями юрлица, если после утверждения акта:
В пункте 4 Методических указаний по формированию бухотчётности при реорганизации юридического лица приведён список документов, которые можно приложить к акту в качестве подтверждения наличия тех или иных прав и обязанностей. Он включает в себя:
Относительно формы и содержания устава нового, выделяемого предприятия закон не даёт никаких специальных указаний и рекомендаций. Следовательно, его создают по стандартной процедуре. При необходимости в качестве фундамента может быть использован устав предприятия, которое подлежит реорганизации.
Что касается уставного капитала, то его формируют путём уменьшения реструктуризуемого юрлица и/или за счёт его других собственных финансовых средств. Последние могут быть представлены нераспределённой прибылью или добавочным капиталом. Размер может быть меньше или больше размера капитала основного предприятия.
В том случае, если в обществе имеется лишь один участник, собрание не требуется, поскольку он имеет право письменно оформить единоличное решение о запуске процедуры. Если участников несколько, то они принимают участие в общем собрании, на котором проводится голосование по следующим вопросам:
По вопросам в последних двух пунктах имеют право голосовать лишь те, кто будет принимать участие в выделяемом юрлице. Устав должен быть утверждён единогласно, а решение по выбору органов управления — не менее чем тремя четвертями голосов (то есть большинством). По результатам общего собрания оформляют протокол, в котором прописывают:
После принятия соответствующего решения на общем собрании нужно в течение трёх рабочих дней уведомить регистрирующий орган о запуске процедуры. Такое требование прописано в статье шестьдесят Гражданского кодекса. Уведомление оформляют по форме №12003, а подавать его может заявитель или его представитель, который может лично отнести его, отправить его по почте с описью вложения, воспользоваться сервисом МФЦ, порталом государственных услуг, официальным сайтом ФНС. Руководствуясь уведомлением, налоговики вносят в единый реестр юрлиц соответствующую запись.
Письма юридическим лицам отправляют по адресам регистрации или другим, которые известны в качестве контактных, физическим — по адресу регистрации места жительства. После их получения кредиторы имеют право направить требования о досрочном закрытии долговых обязательств, что не является причиной приостановки или полной остановки процедуры. В том случае, если компания не отправила соответствующие уведомления своим кредиторам, ей может быть отказано в регистрации реструктуризации согласно пункта 1 статьи 23 вышеупомянутого закона.
Сделать это можно в формате “online”, пройдя процедуру регистрации, оформив web-заявку и заполнив соответствующую форму. Текст будет сформирован в автоматическом режиме. Кроме того, объявление можно подать лично обратившись в региональное представительство. Публикация уведомления тоже является обязательной, в противном случае в государственной регистрации процедуры будет отказано.
В течение одного месяца с даты утверждения передаточного акта, но до того, как было подано уведомление в ФНС, нужно обратиться в социальный фонд (СФР) и предоставить информацию о своих сотрудниках. Для этого используют форму «ЕФС-1», в которой заполняют первый лист, а также — подразделы 1 и 1.1 раздела 1.
Первый может быть представлен копией решения, которую подписал и заверил эмитент или нотариус. В ней должен быть прописан регистрационный номер выпуска ценных бумаг, а также — иметься подпись уполномоченного представителя Банка РФ, центрального депозитария или биржи. Что касается документа в электронном формате, то на нём должна иметься усиленная электронная подпись эмитента. Кроме того, должен прилагаться файл с уведомлением БР, биржи или центрального депозитария о решении зарегистрировать соответствующие изменения.
Сделать это можно разными способами:
В последнем случае потребуется усиленная квалифицированная подпись в электронном формате. Процедура осуществляется в течение пяти рабочих дней с даты предоставления пакета документов.
Как уже упоминалось, в 2020-ом году законодатели приняли целый ряд изменений Налогового кодекса относительно претензий ФНС по налогу на добавленную стоимость. Несмотря на то, что последствия по налогу на прибыль в данном вопросе отсутствуют, интерес налоговиков, всё же, может быть привлечён при передаче активов компании, которая работает на одном из специальных режимов. Он может быть обусловлен подозрениями в искусственном дроблении бизнеса для незаконного снижения налоговой нагрузки.
Сама арендная плата после перечисления на счета арендодателя снова поступала арендатору или иным взаимозависимым предприятиям в виде заёмных средств. Судебное решение очевидно: выделение преследовало цель незаконно завысить расходы основного предприятия за счёт оплаты аренды. Компания как пользовалась своими активами, так и продолжила пользоваться, но при этом взяла на себя «обузу» в виде аренды.
Согласно общим правилам, выделенное предприятие не ответственно по обязательствам, включая и налоговые, реорганизуемого предприятия. Несмотря на то, что при наличии определённых условий между ними возникает так называемая солидарная ответственность. Её цель — удовлетворение требований кредитора сразу несколькими должниками.
Сам кредитор при этом может требовать выплаты долгов от одного, определённого должника или от них всех. Чтобы привлечь предприятия к солидарной ответственности, нужно подать иск в судебную инстанцию. Сделать это может налоговая служба, если речь идёт о неуплате налогов, или же — кредитор, который пострадал от этих действий.
Чтобы доказать неплатёжеспособность компании, налоговики обнаруживают отсутствие финансовых средств на её расчётном счёте, после чего принимают постановление о взыскании долгов за счёт активов. Им достаточно обратиться к судебным приставам, которые устанавливают, что у должника нет имущества, и закрывают исполнительное производство. На очереди — сбор доказательной базы того, что цель реорганизации — уклонение от уплаты налогов.
Что касается гражданских дел по другим долгам, то здесь имеется целый ряд особенностей, которые необходимо учитывать кредиторам. Они заключаются в следующем:
Вы можете обратиться к нам для проведения этой процедуры и быть уверены в том, что мы исключим любые ошибки в процессе, равно как и их негативные последствия для вашего бизнеса.
Группа АИП помогает среднему и крупному бизнесу. Свяжитесь с нашим экспертом, чтобы узнать, как мы можем помочь вашему бизнесу.