Проверки подразделяются на: плановые и внеплановые. При этом они могут быть выездными либо документальными. Как показывает практика 60% проверок относятся к внеплановым.
Плановые проверки – ее предметом является контроль над соблюдением установленных законодательством требований в ходе осуществления деятельности организации. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов, которые размещается на официальном сайте контролирующего органа в сети Интернет.
Важно отметить, сводный план проверок всех контролирующих органов обязательно подлежит размещению на официальном сайте Генпрокуратуры proverki.gov.ru. В случае если контролирующий орган проводит плановую проверку, которая не отражена в сводном плане, является грубым нарушением Федерального закона и влечет за собой недействительность ее результатов.
Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Основанием для включения организации в план проверок является истечение трех лет со дня:
- государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
- начала осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности.
О ее проведении контролирующие органы должны предупредить не позднее трех рабочих дней до начала ее проведения путем направления копии приказа о начале проведения проверки. В случае же не уведомления или нарушения данного срока, является нарушением законодательства и влечет за собой недействительность результатов этой проверки.
Внеплановые проверки - ее предметом является контроль над соблюдением установленных законодательством требований, а так же контроль над выполнением предписаний органов госконтроля по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Основания для проведения внеплановой проверки
- поступление в органы государственного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, из средств массовой информации, конкурентов о нарушении прав, причинению вреда жизни и здоровью граждан, животным и еще многое другое, в общем
- приказ руководителя органа государственного контроля, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением.
- по истечению срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;
- о проведении внеплановой проверки контролирующий орган должен уведомить организацию я не позднее, чем за 24 часа дня до ее начала любым доступным способом.
Документальная проверка – происходит по документам, которые находятся в распоряжении контролирующих органах. В случаи возникновения дополнительных вопросов в ходе проведения проверки, контролеры могут запросить необходимые документы официальным запросом. Такая проверка проходит по месту нахождения контролирующего органа.
Выездная проверка – проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным удостовериться в полноте и достоверности сведений, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля документах. А так же для оценки соответствия деятельности организации обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами