В последнее время среди многочисленных налоговых споров и среди схем оптимизаций налогообложения в бизнесе все чаще встречается так называемое «дробление бизнеса». Термин довольно быстро распространился и стал известным, однако далеко не все даже налоговые юристы могут четко пояснить критерии, по которым бизнес может быть обвинен в искусственном дроблении и ему могут быть доначислены суммы налогов с санкциями. Давайте разберемся что же эта за тенденция последнего времени и на основании чего контролеры определяют искусственное дробление бизнеса, в том числе рассмотрим конкретные примеры доказывания контролерами дробления бизнеса.
Также к дроблению бизнеса относят некоторые ситуации, не связанные с применением спец.режимов, например: перераспределение доходной и/или расходной части в группе компаний (даже если все субъекты на ОСНО), «игры» с возмещением НДС, и т.д.
Еще в 2017 году в Налоговый кодекс была введена статья 54.1. – «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов», устанавливающая, что если у сделки налогоплательщика отсутствует деловая цель, то налоговая выгода, полученная по такой сделке, считается необоснованной.
Далее вышло Письмо ФНС от 29.12.2018 года № ЕД-4-2/25984, в котором ФНС России поручила инспекциям усилить контроль за налогоплательщиками, искусственно дробящими бизнес. В недавнишнем Письме ФНС от 10.03.2021 года № БВ-4-7/3060@ Федеральная налоговая служба по итогам мониторинга правоприменительной практики, в том числе судебного разрешения споров, направляет территориальным органам рекомендации для их использования при доказывании и юридической квалификации обстоятельств, выявленных при проведении мероприятий налогового контроля, а также в целях обоснования позиций налоговых органов при рассмотрении судебных споров, где также делается акцент на деловую цель и действительный экономический смысл операций. ФНС указывает, что при выявлении схем «дробления бизнеса» доначисление сумм налогов осуществляется с целью возмещения ущерба бюджетам публично-правовых образований таким образом, как если бы налогоплательщик не допускал нарушений. Это означает необходимость определения действительных налоговых обязательств налогоплательщика, на основании обстоятельств, которые подлежат установлению налоговым органом с учетом имеющихся у него сведений и документов и при содействии налогоплательщика в их установлении.
Смысл введенной статьи 54.1 НК РФ, акты ФНС РФ и судебная практика установили также, что за искусственное дробление бизнеса с целью ухода от уплаты налогов компания заплатит штраф в размере 40% от неуплаченной суммы налогов (п.3 ст. 122 НК РФ). А бенефициарам и руководителям группы компаний может грозить как уголовная, так и субсидиарная ответственность.
Итак, самые распространенные цели искусственного дробления бизнеса это сохранение права на применение спец.режимов либо разделения НДС-ных и безНДС-ных потоков.
Рассмотрим критерии, применяемые контролерами и судами, для определения дробления бизнеса с целью СОХРАНЕНИЯ ПРАВА НА ПРИМЕНЕНИЕ СПЕЦ.РЕЖИМОВ:
1. Отсутствие самодостаточности субъектов группы компаний:
- Фактическое управление всеми или частью субъектов группы компаний одними лицами. Как может доказываться налоговыми органами:
* пояснениями сотрудников и бывших сотрудников группы компаний в рамках допросов;
* изъятием управленческой отчетности всей группы компаний у контролирующего лица;
* данными от банков о пересечении IP-адресов по удаленному управлению банковскими счетами;
* данными ФНС или от компаний по электронной сдаче отчетности о пересечение IP-адресов по сдаче бухгалтерской отчетности;
* данными с сайта группы компании и/или СМИ, где рассказывается об истории компании с указанием основателей и бенефициаров бизнеса;
* допросами руководителей учредителей некоторых субъектов группы компаний, содержащие противоречия с фактическими обстоятельствами, либо подтверждающие их «номинальность»;
* данными от банков, анализ которых показывает, что цепочка денежных потоков от нескольких или всех субъектов группы компаний приводит к единственному лицу (или нескольким аффилированным лицам).
- Взаимозависимость субъектов группы компаний. Как может доказываться налоговыми органами:
* данными из ЕГРЮЛ о действующей или исторической юридической аффилированности (то есть пересечение по участникам или руководителям компаний из группы);
* доказательствами косвенной аффилированности:
- фиксацией единых вывесок, форм одежды персонала, номеров телефонов, единого сайта, фактического адреса;
- фиксацией централизованного хранения документов субъектами из группы компаний;
- данными, предоставляемые гос.органами / договорами с контрагентами о наличии единых представителей;
-описанием (на основании представленных договоров и допросов сотрудников) единой бизнес-схемы работы, логистической цепочки;
-данными с сайта группы компании и/или СМИ указанием на количество сотрудников и адресов всех «точек», т.е. субъектов группы компаний);
* доказательствами финансовой взаимозависимости:
- данными бухгалтерского и налогового учета или представленными договорами, подтверждающими что единственным или основным контрагентом одного из субъектов группы компании является другой субъект этой группы;
- данными бухгалтерского и налогового учета или представленными договорами, подтверждающими что имеется постоянная, периодическая либо крупная задолженность внутри группы компаний;
- данными бухгалтерского и налогового учета или представленными договорами, подтверждающими финансирование одними субъектами группы других.
- Общие ресурсы. Как может доказываться налоговыми органами:
*данными из допросов сотрудников и данными из ПФР о ротации кадровых ресурсов внутри группы компаний;
* данными бухгалтерского и налогового учета или представленными договорами, подтверждающими несение субъектами из группы компаний расходов друг за друга;
* данными бухгалтерского и налогового учета, согласно которым у части субъектов группы компаний отсутствует материально-техническая база (основные средства, сотрудники и т.д.);
* данными бухгалтерского и налогового учета или представленными договорами, подтверждающими наличие общих поставщиков и покупателей.
Одним из условий применения компанией или ИП упрощенной или патентной системы налогообложения является не превышение определенных лимитов по доходам и численности сотрудников. Приближение к этим лимитам совместно с доводами о взаимозависимости субъектов в группе компаний и перераспределении доходной части между компаниями будет являться критерием искусственного дробления бизнеса. Может доказываться налоговыми органами с использованием бухгалтерской и налоговой отчетности, а также отслеживанием истории открытий и закрытий компаний в группе.
Может доказываться налоговыми органами путем использования данных ЕГРЮЛ, контрольными закупками и допросами сотрудников.
В дополнение к вышеуказанным критериям, критериями, применяемыми контролерами и судами, для определения дробления бизнеса с целью РАЗДЕЛЕНИЯ НДС-ных и безНДС-ных ПОТОКОВ обычно являются:
* наличие в группе компаний субъектов на ОСНО и субъектов, применяющих спец.режим, осуществляющих аналогичный (а чаще всего идентичный) вид деятельности;
* наличие системы «одного окна», когда запрос поступает в группу компаний, а в дальнейшем распределяется между субъектами группы в зависимости от системы налогообложения. Критерий может доказываться налоговыми органами данными с сайта группы компании и/или СМИ, где указывается на возможность продавать товар как с НДС, так и без него; контрольной закупкой.
Отметим также, что на практике данные критерии используются контролерами в совокупности, и как указывал Верховный Суд РФ: соответствие структуры конкретного бизнеса одному из этих критериев само по себе еще не свидетельствует об искусственном дроблении бизнеса. Как и во многих налоговых спорах, решение вопроса о наличии либо отсутствии дробления бизнеса будет находиться в доказательственной плоскости.
[1] С 1 января 2021 года налогоплательщики, чьи доходы превысили 150 млн руб., но не превысили 200 млн руб., и (или) численность работников превысила 100 человек, но не превысила 130 работников, не утрачивают право на применение УСН, а уплачивают налог по повышенным ставкам:
8% для объекта «доходы»;
20% для объекта «доходы, уменьшенные на величину расходов».
Группа АИП помогает среднему и крупному бизнесу. Свяжитесь с нашим экспертом, чтобы узнать, как мы можем помочь вашему бизнесу.